Внешнеэкономическая политика как инструмент организации регулирования и управления ВЭД предприятий

Внешнеэкономическая политика как основа регулирования ВЭД

Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Внешнеэкономическая политика предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. В государствах с федеральным устройством (например, в России) многое зависит от правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации внешнеэкономической политики между центральными и местными властями при безусловном единстве и целостности этой политики (31, с. 18).

С помощью внешнеэкономической политики регулируется и внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития как собственной ВЭД, так и структур и направлений ВЭС и ВЭП других стран. Этот арсенал можно определить как торгово-политический механизм (31, с. 19).

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики необходимо четко и ясно определить ее основные принципы, на которых базируются формы и методы регулирования внешнеэкономических связей. Так, центральное место во внешнеэкономической политике занимает экономико-правовое регулирование поведения участников внешнеэкономической деятельности - оно должно отвечать общенациональным интересам.

Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке страны является таможенный тариф на базе. Это позволяет развитым странам эффективно интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам. Тем самым существенно расширяются каналы для импорта через ВЭС инновационных рыночных методов и механизмов (13, с. 167).

Следовательно, «раскрытие» национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Во всяком случае, здесь неприменим как монетаристский «естественный отбор» предприятий, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Поэтому ВЭП любого государства строится, по крайней мере, на трех принципах (31, с. 24-27):

• преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается ВЭП страны, включая ее таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;

• четкое разделение функций осуществления ВЭП между ветвями власти, ведомствами;

• ВЭП - составная часть внешней политики. Наиболее отчетливо эта взаимосвязь проявляется в сфере экономической дипломатии. Если дипломатия не служит войне, она служит торговле, и потому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач внешнеэкономической политики.

К целям внешнеэкономической политики относятся:

• обеспечение доступа предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

• достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров;

• урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях с международными организациями;

• формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов.

Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике выступает развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это особенно важно, так как только через развитие экспорта может быть достигнуто сохранение положительного сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены проблемы погашения внешней задолженности, укрепления курса рубля (15, с. 92).

1.2. Экономические и административные методы регулирования ВЭД

Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, действующие через механизм цен (прежде всего здесь выделяется таможенно-тарифное регулирование). При применении экономических инструментов за покупателем сохраняется свобода выбора между импортным и схожим отечественным товаром, что представляет собой одно из важнейших условий функционирования рыночных отношений. Действие рыночного механизма при этом корректируется путем изменения соотношения цен в пользу отечественной продукции (28, с. 11).

Однако эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путем эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договоренности о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов (28, с. 12).

Активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал средств такого регулирования (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием.

Поэтому использование административных инструментов сочетается с общепринятыми правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано введение (с указанием причин) таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

Следует также отметить, что административные инструменты регулирования внешнеэкономических связей, будучи средствами прямого действия (а не через механизм цен), обладают многими преимуществами. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления коммерческих операций большим числом частных компаний может быстрее остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый или платежный баланс (с отдельными странами, группой стран или в целом); рациональней распорядиться иностранной валютой при особой ее нехватке для закупки за рубежом наиболее важных для страны товаров; мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга. Кроме того, административные инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта в других странах на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах (28).

Главная задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД субъектов экономики. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот - молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при разработке ВЭП, а не стремление обложить российских предпринимателей максимальными сборами и налогами, связать их инициативу запутанной сетью всевозможных регламентации, которые к тому же постоянно меняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: