В этом параграфе остановимся на трех группах исследований, демонстрирующих зависимость запоминаемого объекта от его связи с мотивами деятельности. В работах первой группы исследований центральным является вопрос о влиянии на продуктивность запоминания различных мотивов. Репрезентативным для этой группы работ является экспериментальное исследование З.М. Истоминой. Исследователи, работы которых мы относим ко второй группе, сосредоточивают свое внимание преимущественно на выявлении влияния одного и того же мотива на решение различных задач. Именно к этому направлению относятся работы П.И. Зинченко, посвященные исследованию роли мотивов в непроизвольном запоминании. Если работы первой и второй группы исследований взаимно дополняют друг друга, то работы, относящиеся к третьей группе исследований стоят особняком. Эти работы направлены на изучение специфических особенностей памяти в ситуации конфликта между неосознаваемыми мотивами личности и осознаваемыми целями действий. До настоящего времени самыми яркими работами в этой области остаются исследования 3. Фрейда, разработавшего представления о защитных механизмах личности, в частности, о механизме вытеснения, который лежит, по мнению 3. Фрейда, в основе забывания тех или иных значимых для личности событий.
В исследовании З.М. Истоминой (1948, 1953), которое мы относим к первой группе работ, ставилась задача изучения особенностей влияния разных мотивов на продуктивность произвольного запоминания. С испытуемыми различных возрастных групп (от 3 до 7 лет) было проведено три серии опытов. В первом опыте запоминание осуществлялось в условиях лабораторного эксперимента и не побуждалось каким-либо явным мотивом. Детей просто просили запомнить и воспроизвести вслед за экспериментатором ряд слов. Во втором опыте запоминание включалось в деятельность, побуждаемую игровым мотивом. Детям предлагалось сыграть в магазин. В ходе игры ребенок должен был пойти в магазин, чтобы купить и принести ряд названных экспериментатором предметов, о которых говорилось, что они очень нужны для детского сада. В третьем опыте запоминание осуществлялось в ходе практической деятельности. Детей просили принять участие в подготовке выставки детских рисунков. Для того чтобы организовать эту выставку, ребенку нужно было сходить к заведующему детским садом и попросить ряд названных экспериментатором предметов, необходимых для устройства выставки.
Основное различие между первым опытом и двумя последующими опытами заключалось в том, что в первом мотив прямо не задавался, а во втором и третьем опытах запоминание включалось в контекст различно мотивированной деятельности.
В этих экспериментах З.М. Истоминой были выявлены две важные закономерности: а) влияние разной мотивации на продуктивность произвольного запоминания; б) роль мотивации в качественной перестройке поведения дошкольников. Было установлено, что в ситуации лабораторного эксперимента — наименьшая продуктивность воспроизведения; в ситуации запоминания, побуждаемого игровым мотивом, эффективность воспроизведения возрастает (1,0%); наибольшей продуктивность воспроизведения оказалось у этих детей в ситуации практической деятельности, то есть в той ситуации, где мотивация была наиболее действенной (2,3 %). Таким образом, опыты З.М. Истоминой выявили как зависимость эффективности произвольного запоминания от различных мотивов, так и те качественные изменения, которые претерпевает деятельность при различной мотивации.
Во второй группе исследований, наряду с изучением влияния разных мотивов на продуктивность запоминания, специально изучалось влияние одного и того же мотива на решения разных задач. Чтобы показать специфику этого класса исследований и описать полученные в них закономерности, обратимся к работе П.И. Зинченко (1961), который предлагал испытуемым различных возрастных групп три различных задачи познавательного характера, выполнение которых мотивировалось разными мотивами («учебным» и «игровым»). Во всех трех задачах испытуемым предлагали по 15 слов и просили придумать (подчеркиваем, придумать, а не запомнить, то есть речь идет о непроизвольном запоминании) к каждому заданному слову новое слово. Была установлена следующая закономерность: разные задачи дают неодинаковые результаты запоминания в пределах одного мотива, то есть один и тот же мотив по-разному продуктивен в разных задачах. Отсюда следует, что продуктивность запоминания при разных задачах в пределах одного мотива зависит от содержания задач, от степени ее трудности и соответствия притязаниям субъекта. Этим выводом и можно резюмировать изложение сути второй группы исследований.
К третьей группе исследований относятся работы по изучению специфических особенностей памяти в ситуации конфликта между неосознаваемыми мотивами личности и осознаваемыми целями действий. Работы этого направления главным образом основываются на материале психологии обыденной жизни, то есть на наблюдениях за свойствами памяти в обычных жизненных ситуациях. Подобный материал тщательно подбирался и анализировался 3. Фрейдом.
Из анализа конфликтных ситуаций наглядно проступает закономерность вытеснения из забвения объектов, связанных с неприятным событием. Эта закономерность как бы лежит на поверхности и на ее основе нередко делается вывод, что события, окрашенные негативными эмоциями, запоминаются хуже, чем приятные события, что приятное запоминается, а неприятное вытесняется. На проверку этого тезиса было направлено немало исследований, авторы которых пытались доказать его правильность. Эти исследования имеют позитивное значение в том смысле, что в них четко ставилась задача изучения роли эмоций в памяти. Но сама постановка вопроса в подобной форме является некорректной. Неудивительно, что до сих пор исследователи этой проблемы не могут дать однозначного ответа, хуже забываются неприятные события или нет. Если рассматривать данную проблему в контексте анализа конкретной целенаправленной деятельности, то становится возможной другая постановка вопроса: неприятные события забываются, вытесняются из памяти, из сознания личности тогда, когда существует конфликт между неосознаваемыми мотивами деятельности личности и осознаваемыми целями действия. Именно с таким конфликтом мы сталкиваемся в приведенном 3. Фрейдом примере, когда он из-за ссоры с одним семейством неосознанно обходит, избегает дом, в который отправился с целью приобретения шкатулки для своей знакомой. Из-за неосознаваемого мотива «избегание встречи с семейством, с которым вышел скандал из-за денег» цель действия «купить шкатулку» приобрела негативный личностный смысл, что и привело к вытеснению связанных с этой целью знаний из памяти. Говоря о том, что конфликт между мотивом и целью приводит к забыванию, мы вовсе не абсолютизируем это положение, а лишь подчеркиваем, что подобный конфликт представляет собой одно из возможных условий забывания неприятного события. Отметим также, что сам Фрейд не характеризовал подобного рода исследования как работы по изучению памяти в ситуации конфликта между неосознаваемыми мотивами личности и целями действия. Такая классификация возможна, если мы рассматриваем полученные Фрейдом факты через призму общепсихологической теории деятельности.
Итак, в этом параграфе была показана роль мотивов, то есть того, ради чего действует человек, в запоминании и забывании. Игнорирование этой роли не просто обедняет, а искажает действительную картину представлений о памяти человека.