Выше были приведены факты, свидетельствующие о существовании как общей зависимости запоминания от деятельн ости, так и о роли мотивации в запоминании и забывании материала. В этом же параграфе мы попытаемся показать зависимость запоминаемого материала от таких компонентов деятельности, как цель действия и средство или условие достижения цели действия, а затем остановимся на возможном механизме запоминания материала, функционирующем на разных уровнях деятельности.
Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре деятельности была выявлена в уже упоминавшемся цикле работ П.И. Зинченко. Для того чтобы исследовать зависимость запоминаемого материала от его места в структуре деятельности, нужно было построить методику так, чтобы в одном случае материал занял место цели действия, в другом — место условия достижения цели действия. Фактически П.И. Зинченко повторяет в этом исследовании тот же методический ход, что и при исследовании общей зависимости запоминания от деятельности. Различие лишь в том, что четко фиксируется место запоминаемого материала в структуре деятельности.
|
|
В целях проверки гипотезы о существовании зависимости запоминаемого материала от его места в структуре деятельности П.И. Зинченко были проведены следующие опыты.
В первом опыте испытуемым разных возрастных групп предлагалось задание по «решению задач». Им давали по пять задач, которые решались в одно действие сложения или вычитания с числами в пределах 100.
Во втором опыте испытуемым давали задание иного характера — по «придумыванию задач». Их просили самостоятельно придумать пять задач в одно действие с числами в пределах 100.
В третьем контрольном опыте давалось задание промежуточного характера по отношению к двум первым заданиям — по «неполному придумыванию задач». В этом задании испытуемым вновь предлагалось придумать пять задач, но в отличие от второй серии для каждой задачи задавались действие и числа, например, 48 — 17. Числа те же, что и в первом опыте.
Все эти три опыта направлены на проверку гипотезы о существовании зависимости запоминаемого материала от его места в структуре деятельности. В опыте по «решению задач» испытуемым предлагались готовые числа, и, соответственно, предполагалось, что работа с ними будет протекать на уровне операции, то есть способа достижения цели, при том условии, что у данной группы испытуемых арифметические действия уже стали навыками. В опыте по «придумыванию задач» сам характер задания должен был привести к изменению уровня деятельности, задействованного в выполнении этого задания. Предполагалось, что если испытуемые сами придумывают задачи, то они тем самым совершают действие, направленное на те же числа, как и в первом задании, но уже как на свою цель. И, наконец, третий опыт занимал промежуточное положение между первыми двумя опытами.
|
|
На основе этого экспериментального исследования были получены результаты, подтверждающие исходную гипотезу.
В целом же исследование П.И. Зинченко позволяет сделать следующий вывод: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно».*
Запоминание материала, находящегося на уровне цели действия, обладает рядом характерных черт, одна из которых проявляется в феномене Зейгарник (феномене «тенденции к запоминанию прерванных действий»). Этот феномен интересен в двух отношениях. Во-первых, он характеризует особенности запоминания материала на уровне действия. Во-вторых, он позволяет пролить свет на регулятивные механизмы запоминания. В опыте Б.В. Зейгарник исследовать то, как соотносятся запоминание действий, которые были прерваны до их окончания, и запоминание завершенных действий. Предполагалось, что прерванные задачи будут лучше сохраняться в памяти, чем задачи завершенные. Чтобы проверить это предположение, Б.В. Зейгарник просила испытуемых как можно скорее и быстрее решить 18 — 22 последовательных задач разного характера: небольшие математические задачи, лепка фигурок из глины, загадки и т.д. Половина из этих задач, случайно выбранных, прерывалась до того, как они были выполнены испытуемыми. После того, как опыт заканчивался, экспериментатор просил испытуемых перечислить все выполненные ими задачи. Выяснилось, что прерванные действия запоминаются примерно в два раза лучше, чем завершенные. Иными словами, сохранение прерванных задач превышает сохранение завершенных задач примерно на 100 %. В опытах Б.В. Зейгарник выступил тот фундаментальный факт, что предвосхищаемый субъектом результат действия и, следовательно, установка,** готовность к завершению прерванного действия в значительной степени обуславливают эффективность запоминания.
Поясним, на чем основывается подобная интерпретация феномена Зейгарник. Для этого обратимся к вопросу о соотношении цели и установки. O.K. Тихомиров так характеризует те отношения, которые существуют между целью действия и установкой: «... установка замещается целью, когда действие установочных механизмов оказывается недостаточным;
* Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание, с. 186. ** См.: Установка. — В кн.: Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровкого, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
установка определяет избирательность действия по отношению к возможным целям; установка может быть продуктом трансформации целей (образования намерения как результат принятого решения)».*
Именно с последним вариантом взаимоотношения между целью и установкой, то есть установкой, трансформировавшейся в намерение, мы и имеем дело в экспериментах Б.В, Зейгарник. Принятая субъектом задача не только определяет направленность действия, но и приводит к возникновению своего рода внутренней установки" на удержание того, что нужно будет. Подобная «установка на удержание того, что нужно будет», возникающая при наличии предвосхищаемого результата действия, и определяет запоминание в тех случаях, когда результат еще не достигнут и, следовательно, полученная информация еще не понадобится для решения задачи.
В этой интерпретации мы вновь сталкиваемся с принципом предвосхищения как принципом организации памяти, но здесь речь идет не о вероятностном, а об интенциональном предвосхищении. С такого рода предвосхищением некоторые последователи П.И. Зинченко связывают эффекты запоминания в контексте целенаправленной деятельности. Очень четко роль интенционального предвосхищения в запоминании образа объекта как продукта и условия деятельности сформулирована Г.К. Середой: «Формирование и закрепление в памяти образа объекта как продукта и условия протекания деятельности определяется возникающими на основе усваиваемого опыта антиципирующими процессами отражения предстоящих целей, детерминирующих закрепление тех результатов, которые необходимы для дальнейшего течения деятельности».** Таков механизм предвосхищения, стоящий за феноменом Зейгарник. Этот же механизм обусловливает проявления запоминания в контексте действия, описанные выше в этом параграфе.
|
|
Введение принципа зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности кардинальным образом меняет всю картину современных исследований психологии памяти. Из этого принципа вытекает положение о том, что запоминание не сводится к процессу запечатления следов, а является продуктом сложной многоуровневой деятельности субъекта. Принцип зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности должен
* Тихомиров O.K. Понятие «цель» и целеобразование в психологии. — В кн.: Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М., 1977, с. 9.
** Середа Г.К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания. — В кн.: Проблемы психологии памяти / Под ред. П.И. Зинченко. Харьков, 1969, с. 17.
быть поставлен в центр всей системы принципов, вычлененных в этой работе, поскольку все остальные принципы затрагивают разные уровни регулирования памяти как одного из видов деятельности человека. Принципы, открытые в когнитивной психологии, позволяют описать работу памяти, связанную преимущественно с объектной детерминацией процессов психического отражения действительности и проделываемую разными функциональными блоками. На уровне операции мы сталкиваемся с механизмов вероятностного прогнозирования; на уровне действия — с интенциональным предвосхищением и использованием специальных приемов и средств; на уровне леятельности — с запоминанием событий, имеющих личностный смысл, и забыванием этих событий, проходящим под контролем защитных механизмов личности (рационализации, вытеснения и т.д.). Принцип «повторения без повторения» описывает творческий конструктивный процесс запоминания, на каком бы уровне деятельности оно ни происходило. Все это лишь набросок рассмотрения всех выделенных в этой работе принципов как системы. Разработка представлений, раскрывающих взаимоотношения всех этих принципов, является задачей специального исследования. Считаем ли мы, что нами вычленены все основные принципы организации памяти человека? Конечно, нет. Но выделенные в этой работе принципы организации памяти реально существуют и отражают наиболее значимые направления исследований памяти в современной психологии. На этом мы и завершаем обзор принципов организации памяти человека в данном учебно-методическом пособии.
|
|
Литература
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961, с. 562. Смирнов А.А. проблемы психологии памяти. М., 1966, с. 424.