Финансовую политику Франции следует рассматривать в неразрывной связи с ее экономикой. Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире.
Хозяйственное развитие в ближайшие 15 лет по всей вероятности, будет соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. В частности, среднегодовые темпы роста за этот период должны колебаться у Франции как минимум в пределах 2.4—2.6%.
Внешние факторы развития, прежде всего углубление и расширение интеграционных процессов, хорошо известны. Поэтому подробнее остановимся лишь на факторах внутреннего характера. Для обеспечения необходимых темпов роста Франции нужно сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта и внутреннего спроса (прежде всего личного потребления и инвестиций). Это ставит перед страной задачу более активной адаптации к мировому спросу, в котором, очевидно, усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока же здесь Франция отстает. В национальном экспорте на долю машин и оборудования приходится всего около 48%, что заметно меньше, чем, например, у США или ФРГ. Напротив, удельный вес изделий более низкой степени обработки (полуфабрикатов, продукции АПК) выше, чем у основных конкурентов.
|
|
Чтобы избавиться от остатков неверно выбранной еще в начале 50-х годов общехозяйственной и промышленной специализации. Франции предстоит прежде всего повысить конкурентоспособность частного бизнеса. Это, в свою очередь, потребует его концентрации. Сейчас самыми крупными национальными частными фирмами являются "Данон" и "Л'Ореаль" (по биржевой капитализации и обороту они занимают весьма скромные места во второй-третьей сотнях западноевропейских компаний). Кроме того, необходимо продолжить передачу в руки более эффективных собственников ведущих государственных
промышленных компаний. Бол* с адекватной современному этапу должна стать пан конская система, которой еще присуще отсутствие тесной связи между финансистами и промышленниками, характерной например, для Германии.
Таким образом, Франции необходимы очень серьезные институциональные реформы, которые, в свою очередь, вряд ли возможны без изменения модели поведения частного бизнеса, преодоления так называемого антииндустриального настроения массы предпринимателей, традиционной вялости инициативы и боязни риска в промы-шленности, предпочтения финансовых операций и т.п. Правда, в стране уже начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших образование за рубежом и признающих несостоятельными традиционные для национального предпринимателя ценности "социал-кольбертизма".
|
|
Для укрепления позиций предпринимателей необходимо также изменить в их пользу соотношение сил между ними и вторым важнейшим хозяйственным субъектом - государством путем либерализации (скорее всего, негласно) экономической политики. В ближайшие 3-5 лет произойдут перемены в наиболее "жесткой", "негибкой" сфере этой политики - регулировании рынка труда.
Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет рассасываться, как в США, то есть путем повышения занятости по крайней мере в частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и психологических компонент, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего спроса.