Налогооблажение Франции

Налоговая система Франции отличается своеобразием. Налоги и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны.

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Генеральным налоговым кодексом и Книгой фискальных процедур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Генеральный налоговый кодекс.

Среди стран – членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений.

В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций.

Налоги во Франции подразделяются на три группы:

♦ подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

♦ налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

♦ налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. овеществленного дохода.

Преобладают налоги на потребление– их удельный вес больше доли налогов на доходы.

Главным элементом налоговой системы Франции является налог на добавленную стоимость. Франция – родина НДС. Он был разработан здесь в начале 1950-х гг. и взимается с 1954 г. В доходной части центрального бюджета НДС составляет 41,4 %.

♦ 18,6 % – основная ставка на все виды товаров и услуг;

♦ 22 % (раньше 33,33 %) – предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

♦ 7 % – сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

♦ 5,5 % – на товары и услуги первой необходимости (продукты питания, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

В последнее время происходит снижение ставок и переход к двум из них: 18,6 и 5,5 %. Законами страны предусмотрено два вида освобождения от НДС:

♦ полное: компенсация НДС по экспортной деятельности и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности: медицина и медицинское обслуживание; образование; общественная и благотворительная деятельность. Также от НДС освобождаются все виды страхования, лотереи, казино;

♦ по выбору, т.е. есть виды деятельности, где предусмотрен выбор между НДС и подоходным налогом. Это сдача в аренду помещений для любого вида экономической практики; финансы и банковское дело; литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.

Порядок взимания этого налога достаточно гибкий. Существует целая система скидок и льгот. Помимо экспортной деятельности, медицины, страхования, от него освобождаются предприятия с незначительным оборотом, предусмотрены льготы мелким ремесленникам. Так, если предприятие имеет товарооборот меньше 300 тыс. франков, в бюджет вносится постоянная сумма. Если сумма НДС меньше 1350 франков, то предприятие освобождается от его уплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС меньше 20 тыс. франков. Предприятия, делающие инвестиции, имеют льготы: из НДС вычитаются суммы, направляемые на инвестиции. Это важная особенность французского НДС. При всей своей гибкости НДС обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений Франции, что говорит о его эффективности. Рассматривая этот налог с точки зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию к его снижению и переход от использования четырех ставок к двум.

К налогам на потребление относятся и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин во Франции является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины как инструмент государственной экономической политики должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Таможенные пошлины взимаются с цены товара.

Кроме НДС и таможенных пошлин, косвенными налогами являются акцизы, часть доходов от которых перечисляется в бюджеты местных органов управления. К подакцизным товарам относятся алкогольные напитки, табак, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар, кондитерские изделия, пиво, минеральная вода, некоторые виды транспортных средств.

Важнейшее место в группе налогов на доходы занимает подоходный налог с физических лиц, который и приносит бюджету около 20 % налоговых доходов. Исторически сложилось так, что правительство использует подоходный налог для проведения социальной политики: при неразвитых общественных фондах потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, предоставления льгот малоимущим. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и многочисленных льгот и вычетов.

Доходы налогоплательщиков делятся на семь категорий:

♦ плата по труду при работе по найму;

♦ земельные доходы (от сдачи в аренду земли и зданий);

♦ доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты);

♦ доходы от перепродажи (зданий, ценных бумаг);

♦ доходы от промышленной и торговой деятельности предприятий, не являющихся акционерными обществами;

♦ некоммерческие доходы (доходы лиц свободных профессий);

♦ сельскохозяйственные доходы.

Для каждой категории доходов разработана своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода является вычитание всех произведенных расходов, обеспечивших доходы. Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность. Для расчета налога чистый доход семьи распределяется на части. Затем определяется сумма налога по соответствующим ставкам на каждую часть. Общий размер налога находится как сумма налогов по каждой части дохода. Такая схема позволяет смягчить налоговое бремя и создать льготы многодетным семьям. После расчета налог может быть уменьшен на 25 % суммы расходов, связанных с содержанием детей в дошкольных учреждениях, оказанием помощи престарелым, уплатой процентов за кредит, страхованием жизни, покупкой акций.

Ставка подоходного налога во Франции прогресивная и изменяется от 0 до 56,8% в зависимости от от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Не облагаются налогом (ставка 0 %) доходы, не превышающие 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода больше 246 770 франков. В 1990-е гг. подоходный налог с физических лиц был дополнен социальными отчислениями, имеющими налоговый характер. Размер социальных отчислений – 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества.

Особые правила налогообложения применяются для доходов, полученных от операций с ценными бумагами и недвижимостью.

К подоходным налогам также следует отнести налог на прибыль, уплачиваемый предприятиями (акционерными обществами). Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами на производственную деятельность. Общая ставка налога – 34 %. Более низкие ставки применяются для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24 %. Для вновь образуемых акционерных обществ предусмотрены льготы. Их доходы льготируются в течение пяти лет: для предприятий возрастом два года установлены скидки 100%, 3 года – 75, 4 года – 50, 5 лет – 25 %.

Следующей группой государственных налогов являются налоги на собственность, которыми облагаются имущество, имущественные права и ценные бумаги. Имущество включает здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. Ставка налога на собственность зависит от стоимости имущества и изменяется от 0 до 1,5 %. Сумма подоходного налога и налога на собственность не может превышать 85 % дохода.

В группу налогов на собственность включены также регистрационные и гербовые сборы и пошлины; налог на автотранспортные средства предприятий и компаний; пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений (страховых компаний и кредитных институтов).

В бюджеты местных органов власти (округа, департаменты, регионы) поступают местные налоги:земельный налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки, налог на жилье, профессиональный налог.

Налоговая служба Франции находится в составе Министерства экономики и финансов. Возглавляет ее Главное налоговое управление, которое подчиняется министру по бюджету и имеет на местах так называемые налоговые центры.

В целом структура налоговой службы Франции выглядит следующим образом:

♦ Министерство экономики и финансов –определяет основные направления налоговой политики в рамках экономической стратегии правительства;

♦ Генеральная налоговая дирекция – занимается практической деятельностью по сбору налогов и контролю за ними. В ее штате 85 тыс. сотрудников, которые располагают почти 44,5 млн. индивидуальных досье на физических и юридических лиц;

♦ Местные налоговые центры – включают около 800 служб. В них хранится документация на налогоплательщиков, сюда стекается дополнительная информация, позволяющая контролировать сбор налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: