Парижский университет

История Парижского университета очень обширно освещена в отечественной исторической науке благодаря многочисленным исследованиям Павла Юрьевича Уварова. Парижский университет развился из церковных школ в первый светский в Европе университет в 1215 году. И почти сразу же стал активно взаимодействовать с городом. Не оставили его без внимания папа и монархи, как французский, так и английский. Последовал целый ряд грамот и булл - от папы Григория IX в 1231году, письмо английского короля Генриха III в 1229 с предложением переселиться в Англию и продолжить обучение здесь. Король гарантирует прекрасные условия: "для этой цели мы назначим вам города, бурги, местечки, какие вы пожелаете выбрать. В каждом надлежащем случае вы сможете здесь наслаждаться свободами и спокойствием, которые полностью удовлетворят ваши нужды и будут угодны богу"1.

П. Ю Уваров в работе "Парижский университет и общественная жизнь средневекового города"1 преследует цель исследовать место и роль университетской среды в средневековом городе, их связь и взаимовлияние. В результате подробного изучения внутриуниверситетских и других городских нарративных источников автор приходит к выводу, что взгляды представителей университетской среды (система ценностей, поведенческие стереотипы, формирование идеалов) несут на себе печать той же двойственности, что и весь средневековый город в целом. Наряду с тенденцией отвержения аристократических, феодальных по сути моральных и поведенческих норм и принятием представлений, характерных для бюргерства, они воплощают в себе взаимствования многим аристократических традиций, являясь, таким образом, органической частью феодальной культуры.

В других работах П.Ю. Уваров прослеживает связь Парижского университета с местными интересами2. Связь университета с провинцией была взаимна: с одной стороны, членство в нем могли сохранять провинциальные прелаты и чиновники, а с другой, студенты и магистры в Париже не порывали отношений с семьей и территориальными общностями. Студенты в университетах делились на "нации" по месту проживания. Возможно, в обыденной жизни школяры одной "нации" не чувствовали себя чем-то единым. Однако в случае конфликтов представители одной нации отличались большой сплоченностью. Вот яркое свидетельство Якова Витрийского: "… даже различия стран возбуждало у них несогласия, ненависть, сильные ссоры, и они бесстыдно преследовали друг друга всякого рода бранью и оскорблениями. Англичан они называли пьяницами и шутами, детей Франции - гордыми, изнеженными и изукрашенными как женщины; они говорили, что немцы на своих праздниках ведут себя неприлично и по-скотски, нормандцев называли тщеславными самохвалами, жителей Пуату вероломными и льстецами, бургундцев - грубыми и глупыми, бретонцев - легкомысленными и непостоянными. Вследствие подобных оскорблений часто дело переходило от слов к потасовке"1. Хотя столкновения между выходцами из различных провинций были свойственны не только университетской среде2.

Университет выполнял функции своеобразной "школы представительства". Он периодически отправлял папе делегации с ротулами - списками магистров на получение бенефициев. Университет также обладал комплексом средств для защиты своих прав и поддержания авторитета: аппеляции к солидарности всех бывших студентов, наложением на противников церковного осуждения, обращение в суд, угроза сецессии - учебной забастовки и возможности переноса занятий в другой город, что наносило ущерб политическому престижу королевства и экономическим интересам горожан.

Первые университеты - союзы магистров и студентов - складывались спонтанно, сами вырывали хартии и привилегии у церковных и светских властей. С XIII века инициаторами их создания выступали папы и короли. Университеты были важным элементом средневекового города, выступали носителями одновременно культурных, духовных, идеологических ценностей средневекового общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: