Основные течения в русской философии науки (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев)


Этот этап философии связан с возникновением философских систем. Особенность философии этого периода – антропоцентризм, гуманизм, религиозный характер, синкретичность философии с православием. В 60-70-е годы XIX века складывается мировоззрение народничества (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин и др.). Общая черта их идеологии - переход к социализму, минуя капитализм; признание самобытности пути России. Теоретики анархизма (анархизм – учение, отвергающее роль и авторитет государства в управлении) М.А. Бакунин и П.Я Кропоткин считали, что государство - зло, но исторически необходимое, это временная форма общества. Идеальная форма общества, организованного на началах самоуправления индивидов, - это мелкие общины, автономии. Основной принцип Бакунина: «свобода без социализма – это несправедливо, социализм без свободы – рабство». Для народника П.Л. Лаврова (умеренное направление) характерна вера в социалистическую природу крестьянства и общину как социально-экономической основы будущего общества. По его мнению, народ надо просвещать, готовить к революции. П.Н. Ткачев (радикальное направление) доказывал, что для достижения цели необходима группа заговорщиков.[1]
Л.Н. Толстой осуществлял рациональную критику религии, полагая, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. В центре его концепции этика в религиозной форме, поиск абсолютной и окончательной моральной истины и правды. Бог у Толстого отождествлялся с любовью, разумом, добром и совестью. Им выдвигается принцип ненасилия. Главное зло на Земле – смерть и насилие. Смысл жизни – самосовершенствование.
В основе концепции К.Н. Леонтьева лежит сформулированный им закон о «триедином процессе развития» от «первичной простоты» к «цветущей сложности» и к «вторичному смесительному упрощению». Вследствие этого процесса Европа видится ему разлагающимся организмом. Капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Главные факторы спасения России: православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Леонтьев выступал против идеала равенства, т.к. оно чуждо природе, выступал против индивидуальной свободы, которая приводит к безответственности. Он считал, что государство имеет право на насилие, когда это необходимо.
Космизм - религиозно-философское направление в философии, поставившее проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этнической ответственности человека (религиозное направление: В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков; естественнонаучное: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
Основатель космизма Н.Ф. Федоров полагал, что задача философии – не только объяснять мир, но и разрабатывать проект мира, каким он должен быть. В «Философии общего дела» им выдвигается идея «всеобщего спасения», а не личного как в христианстве. Он считает: «Важно жить не для себя или для других», а «со всеми и для всех». Надо достигнуть всеобщего братства в мире с помощью любви, необходимо победить смерть как торжество зла и безнравственной силы. Преодоление смерти и всеобщее спасение - это и есть «общее дело». С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники. Достижение бессмертия приведет к всеобщему братству людей в космических масштабах, исчезнут пороки и зло. (Идея воскрешения Федорова – мавзолей В.И. Ленина). Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Его философия носит утопический характер, отпечаток мистики.
К.Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики, представитель «космической философии» (400 работ), отстаивал естественнонаучное объяснение природы. Первооснова бытия – атом, он вечен, временны лишь его объединения, поэтому жизнь бесконечна. Живой космос представлен множеством цивилизаций, мы - одни из многих. Вся планета охвачена разумной деятельностью. Совершенный разум человеческих существ будет способствовать пресечению зла в космосе. Для создания высокоразвитого общества необходимо: накопление знаний, уничтожение несовершенных форм жизни. Выйдя в космос, человек избавится от своей телесной оболочки. Совершенное человечество превратится в «единый вид лучистой энергии». Разум возвысится, зло исчезнет. Наступит счастливая жизнь, свободная от чувств, переживаний, страха.[2]
Единство космоса и человека обосновывал и В.И. Вернадский. Им раскрывается принцип перехода современной эпохи от биосферы (сфера живых организмов) к ноосфере (сфера разума). Перестройка биосферы делает человека крупнейшей геологической силой. Успехи техники передвижения, коммуникаций способствуют планетарному единению и переходу в состояние ноосферы. Для создания ноосферы необходимо: уничтожение неравенства, прекращение войн, свободный обмен информацией, слияние разных видов наук в единое целое. Его взгляды лежат в основе современной экологии.
В.С. Соловьев создает концепцию «всеединства» (объединения и гармонии всех сторон бытия: материальной, духовной и др.) как средство постижения мира. Истинное знание - это постижение всеединства. Путь такого познания - единство веры, воображения и творчества. Только синтез научного, философского, богословского знания дает цельное знание о мире. Гарантом спасения человечества являются любовь и нравственность. Мир не может быть спасен насильно. Никакого насилия над человеком не должно быть, даже во имя высших целей. По мнению Соловьева, история общества есть процесс движения от дохристианского языческого состояния к истинному состоянию – христианскому, в котором основой общества является натура божественная - София. София – это душа мира, Божественная мудрость, идеальное человечество, истина. Идея богочеловечества как конечная цель исторического процесса раскрывается в сочинениях не только В.С. Соловьева, но и в работах П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева.
Начало XX века называют духовным ренессансом (В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов, А.Ф. Лосев, В.И. Вернадский, М.М. Бахтин и др.). Основные проблемы философии Н.А. Бердяева – проблема человека, его духовной свободы, любви, творчества, смысла жизни и смерти («Смысл творчества»). Не отрицая значимости науки для человека и общества, мыслитель показывает ее несовместимость с философией. Философия – это творчество, искусство, постижение смысла бытия через религиозное озарение и субъективное творчество. Свобода есть творческая сила. Размышляя о свободе, он замечает, что свобода «первичнее бытия», она существовала всегда. Бог возник рядом. Свобода и Бог равноправны. Бог не создает Свободу, она предвечна миру.
Свобода пронизывает Бога, бытие. Бог создает мир, проявляет себя в мире, но миром не управляет. Бердяев освободил Бога от ответственности за зло в мире. Все зло в мире истекает из этой свободы. Мыслитель отмечает, что Бог ни причем, виновата свобода. Человеку Бог нужен как нравственный идеал, Богу нужен человек как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Приблизиться к Богу человек может лишь через Страшный Суд. В результате наступит вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Т.о., свобода есть определяемость моей личности изнутри, созидание добра и зла. Взгляды Н.А. Бердяева легли в основу экзистенциализма.
Теоретик религии и культуры, философ И. А. Ильин считал, что кризис современной ему культуры и человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства.
А.Ф. Лосев за свои воззрения подвергся преследованиям, аресту (10 лет в лагерях), 25 лет не публиковался. Главный его труд – «История античной эстетики» (8 томов), в котором раскрыта специфика античного миросозерцания.[3]
М.М. Бахтин - философ, филолог, историк культуры, создатель общей теории гуманитарных наук, вводит в онтологию понятие «диалог». Истина возможна только через диалог. Истина не в безличной идее, не во мне, не в тебе и не в нас, она – между нами, которая рождается, как искра, от диалогического соприкосновения. Тем самым он утверждает единство отношений между людьми и отношений между человеком и Богом. Быть, по Бахтину, значит общаться.

31. Понятие и структура научного познания. Основные стороны бытия науки. Критерии научности.

Особенностью научного познания является то, что оно развивается на основе динамики научного знания и закономерностей развития науки.
По мере использования научных открытий эволюционируют техника и технология. Научные открытия и технические изобретения воздействуют на развитие производства. Соответственно наука как сложное и многогранное образование оказывает влияние на общественное развитие.

Роль науки в разные периоды истории была неодинакова. Отдельные элементы научного знания стали формироваться еще в Древнем Шумере, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, когда сложились соответствующие условия (примерно в VI в. до н. э.)

Формирование науки требовало критики и разрушения мифологиче­ского мировоззрения; также необходим достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систе­матических занятий наукой. Становление собственно научных знаний обычно связывают с Аристотелем, заложившим основы классификации различных знаний. Однако в Античности элементы научного знания не оказали должного воздействия на развитие производства.

Роль науки увеличивается по мере расширения и обобществления производства. Она опирается на рациональное объяснение действительности. Наука как особый вид познавательного отношения человека к миру представляет собой специфическую форму мысленно-теоретического освоения действительности, отличающуюся от других форм освоения мира тем, что ее утверждения носят характер истинностных.

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла вXVI–XVII вв. в форме экспериментально-математического естествознания. Постепенно сложились в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. В это же время резко возрос интерес и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

Философия науки является одним из многих разделов философии как научной дисциплины. Ее становление прямо связано с историей утверждения науки в обществе как особого социального института, явно обозначившегося в начале ХХ в., ознаменованного научной технической революцией. Так, философия науки как особая дисциплина возникает
в 20–30 гг. ХХ в. на переломе самой науки и связанной с ней социальной практики – утверждении неклассического вида рациональности. В предмет философии науки входит анализ социальной функции науки – влияния последней на структуру, содержание и организацию социальной реальности. В 1950-х гг. в результате слияния научной и технической революций в единую научно-техническую революцию (НТР) кардинально изменяется роль науки в обществе, она превращается в непосредственную производительную силу общества. Культ науки привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.

Сциентизм, представив науку культурно-мирвоззренческим образцом, предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческого общения. Одновременно со сциентизмом возник антисциентизм, провозглашающий прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности [19].

Философия науки длительное время представлялась философией неопозитивизма, считавшей содержание, цели, структуру и методы науки неизменными. К. Поппер в числе первых пытался построить концепцию развития науки, к нему подключился И. Лакатос со своей научно-исследо­вательской программой. А Т. Кун и М. Тулмин придерживались антинеопозитивистской антирационалистической позиции и ориентировались на историко-эволюционистские взгляды на развитие науки. Разные, иногда противоположные взгляды на природу в науке нашли отражение в концепции П. Фейерабенда, названной его коллегами анархической. В ней утверждается, что развитие науки не подчиняется никаким законам, т. е. иррационально. Поэтому ее результат – знание произвольно, мифологично, условно, относительно, как и мифы, религии, магия и другие социальные субъективные конструкции.

Исследованием феномена науки, закономерностей ее развития, ее социальной функции и роли занимаются Дж. Агасси, К. Хукер, Х. Патнем, В. Ньютон-Смит, Э. Штрекер, Л. Лаудан и многие другие. В конечном итоге логика их рассмотрений сводится к субъектным основаниям этого феномена.

Возникновение в 90-х гг. ХХ в. постклассических взглядов на сущность науки показало ошибочность ее концептуального содержания вместе с его исходными предположениями и утвердило взгляд, согласно которому объективность знания всецело зависит от состояний индивидуальной субъективности (С. Грофф, И. Пригожин и др.).

На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Говоря о современной науке, о ее взаимодействии с различ­ными сферами жизни человека и общества, можно выделить следующие выполняемые ею социальные функции: культурно-мировоззренческую, функцию непосредственной производительной силы и функцию социальной силы.

Наука сегодня представлена широким многообразием дисциплин и развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках различных междисциплинарных областей. По предметному своеобразию все научные дисциплины обычно делят на следующие группы: 1) естественные, технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования; 2) общественные, гуманитарные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существо социальное. Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. По непосредственному отношению к практике принято выделять науки фундаментальные и прикладные.

Определяя понятие науки, следует учесть два обстоятельства:
во-первых, она представляет собой не простую сумму каких-то знаний об окружающем нас мире, а систему точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и их глубинных связях, т. е. законах природы и общества, выраженных посредством особых понятий и предложений, называемых научными; во-вторых, наука – это результат практической деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной практики. Следовательно, наукой можно считать систему научных понятий и предложений о явлениях и законах природы, общества и мышления, способную служить теоретической основой для их практического преобразования в интересах всего человечества. Наука всегда стремилась видеть реальность как совокупность причинно-обусловленных закономерностей, естественных событий и процессов.

Основная задача науки – выявление объективных законов действительности. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, а ее высшая цель – объективная истина. Поэтому научному знанию присущи объективность, внутренняя системность, постоянная нацеленность на практику как свою конечную цель и их ориентация на предвидение, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. К перечисленным критериям научности можно добавить преемственность в развитии знания, единство традиции и новации, интерсубъективность, обобщенность, строгость, терминологическую определенность.

Наука – система научных знаний. Научное знание как форма сознательного поиска истины многообразно: оно бывает фактуальным и гипотетическим, экспериментальным и теоретическим, классификационным и концептуальным, гуманитарным, математическим и естественно-научным. При этом все научные знания должны отвечать определенным стандартам и иметь определенные основания. Такими основаниями можно считать идеалы и нормы, научную картину мира, философские основания науки.

В идеалах и нормах науки выражены представления о целях научного познания и способах их достижения. Научная картина мира обеспечивает систематизацию всех научных знаний. Философское обоснование научного знания осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, и периоды эволюционного развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.

Отличительные черты научного познания состоят в следующем:

научное познание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;

– объектами научного познания выступают не только предметы и явления, с которыми мы имеем дело в повседневном опыте, но и объекты микромира, мегамира, а также далекое прошлое и отдаленное будущее;

– важным признаком научного познания является осознанный контроль над са­мой процедурой познания, над его методами;

– высокие требования предъявляются в науке к языку описания исследуемых объектов. Разрабатывается свой специальный язык с четкой фиксацией содержания понятий;

в науке широко применяется совершенная приборная техника;

научное познание претендует на строгость и объективность открываемых ис­тин, их проверяемость.

14.2. Структура научного познания, его уровни и формы*

Структура научного знания может быть различной в зависимости от «среза» науки. Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), опыт, эксперимент, наблюдение; рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно на свой объект. Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их внешних, очевидных связей. При этом в эмпирическом исследовании имеют место три стадии, в процессе которых добываются эмпирические знания.

Первая стадия – исходная и основная. Здесь главное научные опыты, на этой стадии добываются знания в виде отдельных данных опыта, составляющие базисное эмпирическое знание. Вторая стадия – первичная обработка данных опыта, представляющих собой конечное число наблюдаемых величин. В результате этой обработки получают более сложные эмпирические знания. Третья стадия – мыслительное обобщение данных опыта. Вторая и третья стадии резюмируются в понятии «научный факт».

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов. Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняются, а становятся подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Теоретическое знание имеет свои особенности:

1) обобщенность и абстрактность;

2) системность;

3) связь с философскими знаниями и идеями, но вместе с тем теоретическое знание отличается от философского бóльшей научной конкретизацией;

4) отражение более глубокой картины действительности.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата.
На основе теоретического познания осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и т. д.); человеческое мышление осуществляется в тесной связи с речью.

Исходя из древнейшей философской традиции, следует выделять два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы. Разум – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует определить его структурные компоненты. Теоретическое знание составляют идеи, концепции, идеальные объекты, которые не встречаются в действительности. В основе деятельности теоретика лежит создание и исследование этих идеальных теоретических конструктов. Теоретический уровень – это концептуальное движение; знания теоретического уровня возникают в результате внутреннего развития идей и концепций, а не простого обобщения данных наблюдений.

Рассмотрим стадии формирования научного знания. Традиционная классическая теория познания описывает движение научно-позна­ва­тель­ного процесса как ход мышления, простирающийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теорию и рождает концепцию.

О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема понимается как совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты, а также суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между языком наблюдения и языком теории, эмпирическим фактом и теоретическим описанием.

На основе проблемы происходит построение нового или расширение существующего теоретического базиса, т. е. формирование гипотезы.
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение. Гипотеза понимается как первоначальный этап создания теории. По форме гипотеза представляет собой такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория должна не противоречить данным опыта, быть проверяемой, отличаться «естественностью» и пр. В современной науке существует многообразие видов теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям. Это математические теории, теории опытных (эмпирических) наук, феноменологические и т. п. Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу – открытие законов изучаемой области. На это нацелена третья стадия теоретического исследования. Обычно теоретическое объяснение явлений заключается в выведении из теории более простых законов.
Закон – ключевой элемент теории.

Теория представляет собой результат предыдущей деятельности; ее главная функция – объяснение и предсказание. Теория – это система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта; она нацелена на решение проблемы – что собой представляет предмет.

Итак, теория есть логически непротиворечивая система знаний об отражаемой ею сфере бытия, определенный результат предшествующего развития знаний. Но нужно помнить, что любая теория есть лишь этап, момент бесконечно развивающегося знания, на смену одной теории всегда приходит другая, более точная и обоснованная теория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: