В работе с детьми этого возраста методические приемы имеют некоторые особенности. От педагога требуется особенно тщательная подготовка к исполнению произведений различного стиля, жанра. Важен и характер пояснений. О музыке говорить нелегко. Вот почему при ознакомлении с новым инструментальным произведением следует широко использовать поэтические цитаты, которые часто становятся своеобразным эпиграфом к пьесе.
Предваряя слушание вокальной музыки, можно процитировать отдельные строчки литературного текста, особенно образно подчеркивающие основную идею В процессе обучения педагог продолжает формировать музыкальную память дошкольников. Она совершенствуется в результате неоднократного прослушивания одного и того же произведения, путем выполнения заданий на различение отдельных частей в песне, пьесе - вступления, заключения, музыкальной фразы. Полезно предлагать детям узнать произведение по мелодии или фортепианному сопровождению.
Приобретенные детьми элементарные сведения о музыке обогащают их музыкально-словарный запас. Объем сведений невелик и обозначен в программе, он должен отвечать требованиям правильных наименований. В школе на основе этих знаний детей обучают музыкальной грамоте. При слушании музыки педагог должен так ставить вопрос, чтобы вызывать разнообразные ответы: четкие, лаконичные, образные, построенные на ассоциациях с жизненными явлениями.
Музыкальное восприятие ребенка активизируется, если произведение звучит в незнакомом ему исполнении. При этом педагог использует грамзапись. Дети слушают произведение сначала в исполнении педагога, а затем в оркестровом звучании. Знакомая им мелодия преображается, заинтересовывает ребят, побуждает сравнивать и отмечать различное исполнение. Педагог направляет восприятие и спрашивает детей, чем отличается фортепианное и оркестровое звучание.
Практические действия ребят в процессе слушания музыки также активизируют их восприятие. Они напевают, двигаются, действуют с карточками, условно обозначающими некоторые музыкальные средства, и т. д.
Детям этого возраста интересен прием использования различных условных обозначений, картинок, т. е. пособий, развивающих слуховое восприятие.
Расширяет слуховое восприятие детей и применение музыкально-дидактических игр. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры.
Таким образом, методика руководства процессом слушания музыки отличается достаточно разнообразными приемами, требует продуманного, творческого подхода. Общие рекомендации конкретизируются в связи с каждым произведением, в связи с ситуацией, в которой проходит знакомство детей с музыкой. Учитываются также индивидуальные реакции, которые всегда очень своеобразны.
Билет 16
1.Виды и формы музыкальных занятий.
Слайд 1 |
Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника |
Слайд 2 |
Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Методика организации и принципы проведения музыкальных занятий различных по содержанию: типового, доминантного, тематического, музыкально-тематического, комплексного. Условия эффективности обучения детей на музыкальных занятиях Подготовка воспитателей к музыкальному занятию с использованием пособий, атрибутов и методических приемов. Роль музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии. Вопросы по теме: «Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника» |
Слайд 3 |
Слайд 4 |
Занятия делятся на: индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей |
Слайд 5 |
Содержание занятий включает: обучение пению, слушанию музыки, ритмике, игре на детских инструментах. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. |
Слайд 6 |
По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой- либо музыкальной способности. Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности Занятия индивидуальные и по подгруппам |
Слайд 7 |
В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые фронтальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения), музыкально-игровую деятельность. Фронтальные занятия |
Слайд 8 |
Вариативность структуры музыкального занятия проявляется и в объединении двух видов музыкальной деятельности. Например, раздел «Слушание музыки» соединяют с разделом «Музыкально-ритмические движения» (или его частью). Раздел «Пение» сливают с разделом «Музыкально- ритмические движения» |
Слайд 9 |
Доминантные занятия Варианты доминантных занятий. Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности Если доминируют музыкально- ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. При доминировании игры на музыкальных инструментах, помимо обучения детей необходимым навыкам, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах |
Слайд 10 |
Собственно тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Музыкально-тематическое занятие Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д. Тематические занятия. |
Слайд 11 |
Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях по-разному передать мысли, настроения в каждом виде художественной деятельности. Очень эффективно проведение комплексных занятий в процессе разучивания музыкальных игр-сказок. комплексные занятия |
2.Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми.
Требования к учителю, работающему
с одаренными детьми
Учитель должен быть:
Ø непременно талантливым;
Ø способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
Ø профессионально грамотным;
Ø интеллигентным, нравственным и эрудированным;
Ø владеть передовыми педагогическими технологиями;
Ø психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Ø знатоком во всех областях человеческой жизни.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
Ø обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
Ø стимулировать познавательные способности учащихся;
Ø работать по специальному учебному плану;
Ø работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
Ø принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
Ø анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
Ø отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
Ø регулировать и улаживать конфликты;
Ø уменьшать стрессы учащихся.