Назовите существующие системы пространственного звука

В 1970-е годы началось внедрение квадрофонии, использующей передачу звуковой информации по четырем каналам. Одной из первых систем была матричная квадрофоническая система, предложенная Р. Шайбером. На основе его идей были созданы такие матричные системы как SQ компании CBS и QS компании Sansui. Кроме того была предложена система фирмы Electro-Voice, в которой использовались четыре громкоговорителя — два передних и два тыловых, а также система Окамото и Купера 1971 года, где использовалась другая конфигурация: центральный, левый, правый громкоговорители и один моноканал для заднего громкоговорителя. За этот период были созданы декодеры, отработана технология квадрозаписи на диски (система RCA/JVC CD-4), был предложен формат квадрозаписи на кассеты, появились в продаже коммерческие квадрофонические записи и т. д. Однако система квадрофонии оказалась экономически неэффективной для бытовой техники и не нашла дальнейшего применения.

Особое место в это время заняла система пространственного звука «Ambisonics», изобретенная М. Герценом и др.

В 1976 году лаборатория Dolby разработала специальную аппаратуру кодирования и декодирования для четырехканальной матричной системы Dolby Stereo для кино, при этом на тыловые громкоговорители подавался один моносигнал. Система была усовершенствована в 1978 году в этой же лаборатории за счет введения дополнительных фазовых сдвигов для тыловых каналов. В 1983 году фирма Dolby предложила новый алгоритм Pro-Logic, использующий динамическую систему матрицирования. Успешная демонстрация систем пространственного звука при создании кинофильмов подтолкнула развитие домашних систем. Уже с 1982 года системы Dolby Surround начали использоваться в домашних системах звуковоспроизведения, получивших название «домашний кинотеатр».

Третий период — цифровой звук и системы Surround Sound: внедрение цифрового звука, которое было, по существу, революцией в аудиотехнике, началось в 70-е годы. Впервые на конгрессе AES в 1976 году в Нью-Йорке были продемонстрированы цифровые записи на рекордере фирмы Hewlett Packard. В 1970 году была создана первая цифровая линия задержки Lexicon Delta — Т 101. В 1975 году фирма ЕМТ разработала первый цифровой ревербератор, а в 1981-м появился лазерный компакт-диск.

Дальнейшим шагом вперед по отношению к используемой в то время четырехканальной матричной системе фирмы Dolby была предложенная фирмой Lucasfilm пространственная система с двумя дополнительными тыловыми громкоговорителями и одним низкочастотным блоком. Эта система в 1991 году была внесена в стандарт ITU-R Rec. BS 775-1.

В 1993 году фирма Sony ввела новую 7.1-канальную систему SDDS, где два дополнительных канала использовались для пяти экранных громкоговорителей. В этом же году фирма DTS показала свою систему пространственного звучания, которая к настоящему времени может обеспечивать передачу до восьми звуковых каналов с диапазоном скоростей от 32 Кбит/с до 4,096 Мбит/с.

В 1993 году цифровая система 5.1-канального пространственного звука была выбрана для телевидения высокой четкости (HDTV), в ней начал использоваться кодер ATSC Dolby Digital (АС-3). Этот же кодер был выбран в 1997 году для обеспечения звука на DVD-Video (с DTS-кодером как альтернативой), а в 1999-м для DVD-Audio с очень высоким качеством пространственного звука. В настоящее время формат 5.1 принят для пространственных звуковых систем в DVD, HDTV, кино и Интернете (хотя появляются предложения о введении SDDS 7.1-формата, различных систем с тремя или четырьмя тыловыми громкоговорителями, IМАХ-канальной конфигурации и новой системы с 10.2 каналами). Были сделаны попытки создания систем с использованием дополнительных каналов для вертикальных потолочных громкоговорителей, с увеличенным числом боковых и экранных громкоговорителей и т. д.

Однако обычный стереоформат продолжает еще активно использоваться в аудиокассетах и радиовещании. Попытки извлечь пространственную информацию из стереозвука с помощью специальных пространственных синтезаторов были предприняты в ряде систем: Dolby Pro-Logic II, DTS Neo 6, Lexicon Logic 7 и др. Фактически эти системы являются своего рода мостом между стереосистемами и 5.1 дискретными системами.

К настоящему времени для передачи пространственного звука предлагается много различных способов: цифровые пространственные системы (Surround Sound), системы типа Ambiophonic Ambisonics, Wave Field Synthesis и др.

Что касается будущего пространственных систем, то ближайшая задача, требующая своего решения, — это расширение зоны стереоэффекта: современные системы формата 5.1 обеспечивают достаточно хороший пространственный эффект для центральной зоны расположения слушателей. Для боковых зон происходит расщепление восприятия на отдельные каналы. С увеличением числа каналов зона пространственного эффекта может быть расширена, но вопрос состоит в том, какое количество каналов является оптимальным. Современные средства передачи звуковой информации могут поддерживать большое число каналов: например, для отрезка музыкального сигнала 60 мин и скорости 32 Кбит/канал стандарт DVD может обеспечить 400 каналов. Д. Блауерт показал [66], что для формирования пространственного впечатления примерно двух десятков каналов вполне достаточно. Однако работать в реальном времени с большим количеством каналов звукорежиссеру будет практически невозможно, поэтому вопрос должен стоять следующим образом: как из ограниченного числа передающих каналов автоматически восстановить оптимальное число воспроизводящих каналов. Это задача будущих систем пространственной звукопередачи. Проблема состоит также и в том, как воспроизвести большое число каналов с помощью громкоговорителей, размещенных в многочисленных точках пространства: на потолке, боковых стенах и т. д.

Если общую проблему дальнейшего развития пространственных систем ставить таким образом, чтобы с помощью дискретного числа каналов передать информацию о непрерывном распределении звукового поля в первичном трехмерном пространстве, то такую задачу практически решить невозможно. Возможно, техника пойдет по пути, указанному в докладе Д. Блауерта на 113-м конгрессе AES: учитывая, что человек обладает всего двумя приемниками информации и с их помощью воспринимает пространственный звуковой мир, надо передавать не информацию о звуковом поле в каждой точке трехмерного звукового пространства, а психоакустическую информацию, которая поступает по двум каналам в слуховую систему, извлекающую из этой информации наиболее значимые признаки, определяющие пространственное восприятие звука. Для этого необходимо построить компьютерную модель слуховой обработки сигналов, с помощью которой установить эти значимые признаки и организовать их передачу по каналам связи. Именно этими вопросами и занимается в настоящее время Институт коммуникационной акустики, возглавляемый профессором Д. Блауертом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: