Культура как фактор социальных изменений

Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Культура создается людьми, культуре обучаются; по­скольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвое­ния ценностей, верований, норм, правил и идеалов проис­ходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса.

Социологический подход трактует культуру как универсальное свойство общественной жизни.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику, первая предполагает анализ структуры культуры, а вторая – развитие культурных процессов.

Основные элементы культуры:

Язык – система знаков и символов, наделенных конкретным значением.

Социальные нормы – стандарты, образцы поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные ценности

Обычаи, традиции и обряды – восприятие из прошлого, прошлое поведение людей.

Материальная культура - это производственно-технологическая культура, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека, а так же воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная культура:— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.) и показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.)

Функции:

1. Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью.

2. Интегративная и дезинтегративная функции культуры.

Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.

3. Регулирующая функция культуры

4. Функцию трансляции (передачи) социального опыта

5.Позновательная функция

Культура – религия -

Дюркгейм - религия, как фактор социальной интеграции, выполняет в обществе необходимую для его существования функцию.

Маркс рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реальными функциями в жизни общества: идеологической, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» - страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.

Вебер религия, как функция смыслопологания, рационализации человеческой деятельности!!

Тут можно сказать и об особенности молодежной культуре (субкультуре) и о том, что она тоже влияет на изменение в социальной жизни всего общества.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития нега­тивных тенденций в молодежной среде (проблемы наркомании, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: