Понятие личности в социологии. Основные факторы, агенты и этапы социализации личности

Люди это элементы любых социальных систем. Общество – личность –это базовое социологическое отношение. Специфика человека, по сравнению с животными, заключается в том, что он обладает члено­раздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической, творческой деятельности.

Понятие «индивид», характеризует отдельного человека. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель соци­альных, психологических, биологических качеств (разума, воли, потребно­стей, интересов и т.д.).

Близко к понятию индивид – понятие индивидуальность. Оно может быть отнесено к человеку, личности, животным, растениям, вещам. Индивиду­альность характеризует индивидуальные особенности (рост, вес, кровь, бо­роду).

Понятие «личность» определяет не природную, а надприродную сущ­ность человека. Личностью не рождаются, ею становятся в общении с себе подобными. Выросших в волчьей стае или иной животной среде называют «феральными людьми». Они – продукт социальной изоляции.

Личность – это конкретно данный человек в совокупности индивидуальных и социально значимых черт и свойств. Это индивид, прошедший большой путь формирования в себе необходимых ему лично и обществу свойств, качеств и особенностей, усвоивший материальные и духовные про­дукты человеческой культуры. Личность постоянно взаимодействует с людьми, своим трудом и взаимодействием с другими личностями обогащает общество.

Соотношение в человеке понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» можно передать формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализаци и — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

«девиация» или «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Раздел 2. Психология и педагогика (по плану)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: