Звуковая инструментовка

Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, постро­енные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).

Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звуко­записи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мас­терство исполнения.

Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокаль­ное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до опер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир — мир музыки, волшебный мир искусства.

Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении людей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют свою риторическую функцию. Представим себе: собрались моло­дые друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.

Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гим­на принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни — обычный прием, во-первых, пото­му что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внут­реннее звучание мелодии.

Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке, они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он, по-видимому, намного богаче вербального языка.

Вторая область звуковых средств — это голосовые сред­ства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера — тембр, его отенки не всегда удается обозначить терминами: вкрад­чивая речь, грубая, подобострастная и пр. Вот как говорит об этом поэт:

Весь город полон голосов:

Мужских — крикливых, женских — струнных.

(А. Блок)

Нередко тембр относят к числу интонаций речи, по-видимо­му, здесь границы условны.

Безусловное владение средствами голоса, голосовой вырази­тельностью включается в число требований культуры речи, здесь есть свои традиции и своя норма. Есть понятие фонации как активности речевых органов, обеспечивающих звукопроизводство. Речевой голос характеризуется суггестивностью (внушае­мостью), полётностью (слышимостью на большом расстоя­нии), помехоустойчивостью, выносливостью, гиб­костью (готовностью к изменениям тона, тембра и пр.).

Качества, свойства голоса индивидуальны и входят в состав понятия «языковая личность» (в криминалистике индивидуаль­ные голосовые характеристики используются для идентификации личности).

Хорошо развитый голос — важнейшее условие реализации всего набора средств звуковой инструментовки речи, подводящее к ар­тистизму.

В поэтике есть понятие звукописи, или звуковой организа­ции речи: это звуковые повторы, о чем уже было сказано, ритм — чередование ударяемых и неударяемых слогов, симметричное по­строение высказывания.

Особо подчеркнем в этой группе аллитерацию, т.е. текст или его отрезок, звуковой ряд которого создает определенное на­строение:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой...

(А.С.Пушкин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

(К.Бальмонт)

Заметим, что современники Бальмонта упрекали его в преуве­личении роли звукописи. Тем более, в прозе она не должна быть подчеркнута.

Заслуживает внимания также ассонанс — созвучие гласных в строке:

Милый — сокол, милый — лебедь,

Как соскучится — приедет.

(Частушка)

Лила, лила, лила, качала...

Белей лилей, алее лала...

(В.Хлебников)

Частый прием не только в текстах поэзии, но и в разговорной речи — звукоподражание: От топота копыт пыль по полю летит (Скороговорка); рев, рычанье, рокот моря; трах-тарарах, голоса животных, птиц, звукоподражательные имена — Муму, ква­кушка, кокошка. Подражание звукам неживой природы: плюх, дзинь-дзинъ, скирли, бултых.

В большинстве случаев такие звукоподражания используются в ситуативной речи детей, игровых ситуациях, юморесках, шутли­вой речи.

Нередко прямого звукоподражания нет, но о нем говорится:

Тяжелозвонкое скаканье

По потрясенной мостовой.

(А.С. Пушкин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: