Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, построенные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).
Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звукозаписи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мастерство исполнения.
Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокальное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до опер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир — мир музыки, волшебный мир искусства.
Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении людей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют свою риторическую функцию. Представим себе: собрались молодые друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.
Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гимна принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни — обычный прием, во-первых, потому что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внутреннее звучание мелодии.
|
|
Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке, они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он, по-видимому, намного богаче вербального языка.
Вторая область звуковых средств — это голосовые средства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера — тембр, его отенки не всегда удается обозначить терминами: вкрадчивая речь, грубая, подобострастная и пр. Вот как говорит об этом поэт:
Весь город полон голосов:
Мужских — крикливых, женских — струнных.
(А. Блок)
Нередко тембр относят к числу интонаций речи, по-видимому, здесь границы условны.
Безусловное владение средствами голоса, голосовой выразительностью включается в число требований культуры речи, здесь есть свои традиции и своя норма. Есть понятие фонации как активности речевых органов, обеспечивающих звукопроизводство. Речевой голос характеризуется суггестивностью (внушаемостью), полётностью (слышимостью на большом расстоянии), помехоустойчивостью, выносливостью, гибкостью (готовностью к изменениям тона, тембра и пр.).
Качества, свойства голоса индивидуальны и входят в состав понятия «языковая личность» (в криминалистике индивидуальные голосовые характеристики используются для идентификации личности).
|
|
Хорошо развитый голос — важнейшее условие реализации всего набора средств звуковой инструментовки речи, подводящее к артистизму.
В поэтике есть понятие звукописи, или звуковой организации речи: это звуковые повторы, о чем уже было сказано, ритм — чередование ударяемых и неударяемых слогов, симметричное построение высказывания.
Особо подчеркнем в этой группе аллитерацию, т.е. текст или его отрезок, звуковой ряд которого создает определенное настроение:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой...
(А.С.Пушкин)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
(К.Бальмонт)
Заметим, что современники Бальмонта упрекали его в преувеличении роли звукописи. Тем более, в прозе она не должна быть подчеркнута.
Заслуживает внимания также ассонанс — созвучие гласных в строке:
Милый — сокол, милый — лебедь,
Как соскучится — приедет.
(Частушка)
Лила, лила, лила, качала...
Белей лилей, алее лала...
(В.Хлебников)
Частый прием не только в текстах поэзии, но и в разговорной речи — звукоподражание: От топота копыт пыль по полю летит (Скороговорка); рев, рычанье, рокот моря; трах-тарарах, голоса животных, птиц, звукоподражательные имена — Муму, квакушка, кокошка. Подражание звукам неживой природы: плюх, дзинь-дзинъ, скирли, бултых.
В большинстве случаев такие звукоподражания используются в ситуативной речи детей, игровых ситуациях, юморесках, шутливой речи.
Нередко прямого звукоподражания нет, но о нем говорится:
Тяжелозвонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
(А.С. Пушкин)