Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, достигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при прямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, т.е. то новое, что сообщается о теме, — на втором).
При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются интонационно, да и само перенесение их на первое место привлекает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и логическое ударение.
Пример: Николай Николаевич не позволял себе ни малейшего опоздания (прямой порядок). Опоздал-таки на этот раз наш непогрешимый Николай Николаевич! Инверсия сопровождается в данном случае:
а) иронической интонацией;
б) добавлением частицы -таки, придающей оттенок насмешки;
в) восклицательной интонацией всего высказывания;
г) введением эпитета непогрешимый, усиливающего иронию. Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая
жена. Румяна и бела была молодая жена (Н. В. Гоголь.). Здесь инверсия во всех трех предложениях: они начинаются с предикатов; этот перенос в данном случае подчеркивает повествовательный характер текста, выводит на первое место действие и признаки.
|
|
Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и пропуски легко восстанавливаются на основе:
а) контекста в монологе;
б) предыдущих реплик в диалоге;
в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уверены).
В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) степень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняются пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), жестами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).
Велика роль в подобных случаях пауз, интонаций, восклицаний, повышения тона и силы голоса и пр. Примеры:
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги!
(В.А.Жуковский)
Бессказуемостное построение текста:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца...
(А.А.Фет)
Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией,
В поэтическом синтаксисе к эллипсису примыкает умолчание, как правило, умышленное: слушатель или читатель сам восполняет этот пропуск, он таким образом вызывает активность воспринимающего речь; в его сознании, чувствах порождается образ, возможно, богаче самой действительности: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо (И. С.Тургенев).
|
|
Или — монолог Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина); Барон в подвале бросает в шестой сундук, еще не полный, горсть накопленного золота:
А этот? Этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно, или, может быть,
Там, на большой дороге, ночью, в роще...
Алогизм — фигура мысли, умышленная нелепость, сочетание несоединимых понятий — умышленное, разумеется, в расчете на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное — в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Используется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани парадокса...
Градация — тоже фигура мысли: ряд понятий, построенный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, гигантский, колоссальный — и малый, малюсенький, микроскопический, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмоциональное восприятие:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым...
(С.Есенин)
Пришел, увидел, победил (предположительно — Александр Македонский); Никто не мог понять, что происходит, — и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она — в панику, которая порождает хаос! (Из газет).
ТРОПЫ