Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Другие приемы

Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, до­стигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при прямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, т.е. то новое, что сообщается о теме, — на втором).

При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются интонационно, да и само перенесение их на первое место при­влекает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и логическое ударение.

Пример: Николай Николаевич не позволял себе ни малейшего опоз­дания (прямой порядок). Опоздал-таки на этот раз наш непогре­шимый Николай Николаевич! Инверсия сопровождается в данном случае:

а) иронической интонацией;

б) добавлением частицы -таки, придающей оттенок насмешки;

в) восклицательной интонацией всего высказывания;

г) введением эпитета непогрешимый, усиливающего иронию. Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая

жена. Румяна и бела была молодая жена (Н. В. Гоголь.). Здесь инвер­сия во всех трех предложениях: они начинаются с предикатов; этот перенос в данном случае подчеркивает повествовательный характер текста, выводит на первое место действие и признаки.

Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и про­пуски легко восстанавливаются на основе:

а) контекста в монологе;

б) предыдущих реплик в диалоге;

в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уве­рены).

В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) сте­пень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняют­ся пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), же­стами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).

Велика роль в подобных случаях пауз, интонаций, восклица­ний, повышения тона и силы голоса и пр. Примеры:

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги!

(В.А.Жуковский)

Бессказуемостное построение текста:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца...

(А.А.Фет)

Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией,

В поэтическом синтаксисе к эллипсису примыкает умолча­ние, как правило, умышленное: слушатель или читатель сам вос­полняет этот пропуск, он таким образом вызывает активность воспринимающего речь; в его сознании, чувствах порождается об­раз, возможно, богаче самой действительности: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указатьи пройти мимо (И. С.Тургенев).

Или — монолог Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина); Ба­рон в подвале бросает в шестой сундук, еще не полный, горсть накопленного золота:

А этот? Этот мне принес Тибо —

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там, на большой дороге, ночью, в роще...

Алогизм — фигура мысли, умышленная нелепость, сочета­ние несоединимых понятий — умышленное, разумеется, в расче­те на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное — в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Ис­пользуется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани па­радокса...

Градация — тоже фигура мысли: ряд понятий, построен­ный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, ги­гантский, колоссальный — и малый, малюсенький, микроскопичес­кий, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмо­циональное восприятие:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

(С.Есенин)

Пришел, увидел, победил (предположительно — Александр Ма­кедонский); Никто не мог понять, что происходит, — и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она — в панику, которая порож­дает хаос! (Из газет).

ТРОПЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: