Напомним, что тропы были описаны и классифицированы еще в античном мире, наиболее полные их перечни у Аристотеля и Квинтилиана. Традиционно тропы относят и к поэтике, и к стилистике, а используют в риторике. Основная их функция — выразительно-изобразительная, в этом смысле тропы служат средством культуры речи.
И в типологии, и даже в определении тропов нет полного единства у исследователей, а их за две тысячи лет было немало. Поэтому здесь дано не единое определение тропа, а будут обозначены свойства тропов, которые проявляются не всегда стереотипно. Итак.
1. Тропы, в отличие от других фигур, всегда создают образ — зрительный, слуховой, обонятельный и пр. Такие фигуры, как антитеза, звукоподражание, оксюморон, тоже создают образы, и это затрудняет разграничение тех и других. Поэтому продолжим выделение признаков.
2. Образ, создаваемый тропами, опирается на сравнение, порождающее новое, переносное, иносказательное значение слова (сочетания слов). Сравнение может быть явное, открытое: Как пена, грудь ее бела (А. С. Пушкин), или скрытое, когда осознание сходства происходит без вербального обозначения предмета, с которым сравнивают: например, мыслящий тростник. Человек как бы сравнивается с тростником по способности гнуться под напором обстоятельств, но сохранять свою силу и жизнь.
|
|
Такие свойства встречаются в других фигурах, таких, как введение иносказания в какую-то структурную часть фигуры, тогда происходит слияние, например, антитезы с тропом: небо и земля — «нечто светлое, возвышенное в противопоставление грубому, низменному».
3. Тропы разных типов могут быть расположены по возрастающей степени метафоричности, иносказания. Это свойство кладется в основу типологий как главное наряду с другими.
4. Структурно троп как фигура выступает почти всегда в виде двухчастного словосочетания, один из членов которого может использоваться лишь на мысленном уровне. Не говорят человек — это тростник, но мыслящий, троп высокого ранга заставляет слушающего проследить сходство в мыслях и изумиться прелести такого неявного Сравнения. В этом сила тропов.
5. Соотнесение прямого и переносного значений может основываться на сходстве сопоставляемых явлений, на контрасте или на смежности, на видах переноса, степени широты и узости понятий. Это все кладется также в основу выделения типов тропов: метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, иронии и т.п.
6. Троп опирается на общее свойство языковых единиц, расширяющее границы их употребления. Вот модель этого процесса:
Значение слова сравнение явлений, обозначаемых словами троп, например метафора закрепление переносного значения слова появление оттенка значения этого слова его многозначность, признанная в лексической норме.
|
|
Через переносные значения образовались, например, такие значения:
Дом («здание») -» дом («жилье») -» дом («семейство, люди, живущие вместе») -» дом («династия монархов»).
Часто в быту человек употребляет и даже сам создает тропы, повышая выразительность своей речи. Эти тропы закрепляются: часы идут, часы остановились, луна молодая, солнце пылает, природа заснула. В сущности, любой из нас может, как и мольеров-ский Журден, удивиться: всю жизнь говорю и только теперь узнал, что говорю поэтическим языком.
В России XX в. тропы исследовали Г. Г. Шпет, А. Н. Веселов-ский, Н.Д.Арутюнова, В.Н.Топоров, Р.О.Якобсон, В.В.Иванов и др. Понимание сущности тропов и поныне неустойчиво; в свете семиотики троп определяется как семантическая транспозиция от наличного знака к знаку отсутствующему, подсказываемая миротекстом, или по сходству, или по причинности и пр.
В системе тропов наблюдаются сложные отношения: так, метафора и метонимия противопоставляются; некоторые тропы переходят в другой разряд: эпитет — в метафору и пр.