Практические задания. Упражнение 1.Замените данные прилагательные синонимичными с приставкой без-(бес-)

Упражнение 1. Замените данные прилагательные синонимичными с приставкой без-(бес-).

Смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь, необозримые просторы.

Упражнение 2. Укажите, все ли прилагательные в каждой группе слов синонимичны. Исключите лишние слова.

1. Молчаливый, тихий, замкнутый, сиротливый, скромный, застенчивый, бессловесный.

2. Ветреный, развязный, легкомысленный, беззаботный, беспечный, невнимательный, неосмотрительный.

Упражнение 3. Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте смысловые и стилистические различия компонентов каждого синонимического ряда.

1) Удивительный (случай)... 2) Грубый (поступок).... 3) Испытывать.... 4) Робость.... 5) Масса....

Упражнение 4. Подготовьте высказывание на основе одной из следующих пословиц и поговорок.

1. Пустой орех звонок. 2. Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдётся. 3. Красно говорит, а слушать нечего. 4.Красно поле пшеницей, а беседа умом. 5. Хорошую речь хорошо и слушать. 6. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 7. В многословии не без пустословия. 8. Много говорено, да мало сказано. 9. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 10. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает.

Упражнение 5. С помощью историко-этимологических словарей и словарей иностранных слов определите, из каких языков заимствованы следующие слова. Обогащают ли русский язык такого рода заимствования?

1. Абзац, кашне, партер, плац, профессор, раунд, республика, сарафан, утюг, шасси.

2. Башмак, бокс, бутерброд, бутсы, вундеркинд, жалюзи, инквизиция, сарай, урюк, чемпион.

Упражнение 6. Возможно ли выражение данных понятий иными словами? Попробуйте заменить иноязычные слова русскими.

Альтернатива, анонс, аншлаг, дефект, игнорировать, консенсус, конфронтация, коньюнктура, менталитет, презентация, протеже, рейтинг, спикер, спонсор, экзальтация, эффект.

Упражнение 7. Создайте текст на основе следующих тезисов.

1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски.

2. Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать «американизмы».

3. Причины этого я вижу в том,...

4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений иноземными.

Упражнение 8. Подберите синонимичные фразеологизмы к данным.

Бить баклуши; задирать нос; с больной головы на здоровую; спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; рука об руку; набить руку; намылить шею; золотые руки.

Упражнение 9. Данные фразеологизмы объедините в антонимические пары.

как рыба в воде работать как вол

гонять собак травленый волк

важная птица быть не в своей тарелке

желторотый птенец птица невысокого полёта

Упражнение 10. Преобразуйте тексты, заменяя каждое предложение синонимичным. Как изменился смысл предложений и текста в целом?

1. Темнеет. Тихо в комнате. Дома никого нет, кроме Никиты. Скучно ему одному. Клонит его, бедного, ко сну. Но спать никак нельзя. Надо уроки делать.

2. Всё небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло... И принесло ж его на грех в такое время... Чтоб тебя приподняло да шлёпнуло... Снегу навалило!... От сердца отлегло (А. Островский).

3. Зимой светает поздно. Не хочется вставать. А идти в университет надо. Сегодня вызовут по истории. Всё равно не отвертеться. От судьбы не уйдёшь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: