Государственное регулирование экономики опирается на соответствующие рычаги управления. Одним из таких рычагов выступают налоги. Это объясняется тем, что вмешательство в экономическую жизнь предполагает не только издания государственных нормативных актов, определяющих правила ведения предпринимательской деятельности, но и непосредственное изъятие у хозяйствующих субъектов части имеющихся у них имущества и средств, с целью возврата его в хозяйство, правда, со смещением отраслей и социальных групп населения. Таким образом, налоги играют важную роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. В ходе распределения и перераспределения ВВП реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Руководствуясь причиной обеспечения ресурсами, государство стремиться мобилизовать через инструмент налогов максимально возможные объемы финансовых средств.
Другое начало налогов сообразуется с регулирующим воздействием государства на экономику. В данном случае налог по направленности своего воздействия становится сродни государственному финансированию: он направляет ход предпринимательской деятельности в то русло, которое представляется наиболее целесообразным с точки зрения интересов общества в целом. Соответственно налоговый механизм в этом случае строится на совершенно иных принципах по сравнению с теми, когда требуется обеспечить гарантированное поступление государственных доходов. Здесь акцент смещается в сторону стимулирования плательщика к определенным действиям, и государство ради достижения нужного ему воздействующего эффекта готово пойти на временную потерю части налоговых средств, что особенно ярко проявляется в предоставлении всевозможных льгот по налогам.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: налоги обеспечивают регулирование государством хода экономических процессов путем предоставления государству необходимых для выполнения регулирующей функции средств, а также благодаря специальному налоговому механизму, обеспечивающему направление развития производства в нужное обществу русло.
Возможность использования налогов в качестве инструмента государственного финансового регулирования вытекает из самой природы налогов, их внутренней сущности и функций. Налоги, являясь экономической категорией, представляют собой совокупность специфических производственных отношений по поводу перераспределения национального дохода в пользу государства и выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Мобилизация части национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства и участников процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влияния на экономику страны в нужном направлении. В связи с этим можно утверждать, что налоги выполняют и регулирующую функцию, в процессе которой осуществляются стимулирование, ограничение, санкционирование.






