Билет 17

Закон - 1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для 3. характерен особый порядок принятия, специальная законо-творческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование.

В Республике Казахстан впервые в правотворчестве Конституции закреплена система правовых актов, которая, с точки зрения законодателя, составляет действующее право Казахстана (п. 1 ст. 4): «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики» [1].

В данном определении закон концептуально рассматривается как форма права, как объективированный акт государства, его верховной власти, определяющей ряд однородных отношений, и слу- жащий основанием для регулирования этих отношений через нормы, юридически оформленные в форме закона.

В Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» закреплена иерархия нормативных правовых актов, которая гласит:

«Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционного закона;

2-1) кодексы Республики Казахстан;

3) законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;

4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

5) нормативные указы Президента Республики Казахстан;

6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан.

Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении.

Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан, и все иные нормативные правовые акт не могут им противоречить» [2].

В Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» иерархия нормативных правовых актов (ст. 4) начинается с Конституции, однако в нем нет определения самой Конституции в разделе «Общие положения», что, на наш взгляд, не совсем правильно дает основание юристам либо ставить Конституцию в один ряд с обычными законами, либо утверждать, что она не включена в иерархию нормативных правовых актов и поэтому не охватывается понятием «внутреннее (внутриго­сударственное) право страны». Закон о законах должен давать не только точные формулировки основных понятий, в частности Конституции, но и содержать норму, согласно которой она является главным источником действующего права Республики Казахстан, высшей ступенью в иерархии нор­мативных правовых актов. Тогда и вопрос о воздействии конституционных норм на нормы законов и соответственно на нормы подзаконных актов приобретет еще большую актуальность в процессе законотворчества и практического осуществления установок Конституции в жизнь.

Одно то, что все законы должны соответствовать Конституции, определяет ее верховенство в действующем праве. Не только законы, но и международные договоры признаются не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны и соответственно ратифи­цированы и введены в действие. Такие акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией либо отменены как противоречащие ей.

Указанный факт теоретически признается и обосновывается большинством исследователей Казахстана, изучающих проблемы иерархической соподчиненности правовых актов. Особая точка зрения высказана А.А.Черняковым. В предложенной им иерархии международные акты поставлены выше Конституции, со ссылкой на п.3 ст.4, в котором говорится о приоритете международных договоров, ратифицированных Республикой, перед ее законами [3; 16].

Что касается их содержания, то существуют две различные позиции. Первая — когда ученые относят к конституционным законам Конституцию и законы, вносящие в нее изменения и дополнения [4; 47, 257, 336]. Вторая — когда к конституционным относят собственно конституционные законы и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. При этом Конституция выделяется в самостоятельный вид закона, который именуется Основным Законом [5; 409]. По мнению А.А.Чернякова, Конституция Республики Казахстан является законом [6; 57]. При этом делается ссылка на полномочия Президента подписывать законы, в том числе вносящие изменения и дополнения в закон.

В вертикальной структуре действующего права по юридической силе второе место занимают законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. Эти законы могут приниматься двумя путями:

1) на республиканском референдуме (п. 1 ст. 91 Конституции Республики Казахстан);

2) на совместном заседании обеих Палат Парламента большинством голосов, не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат (п. 3 ст. 62 Конституции Республики Казахстан).

Пункт 1 статьи 53 Конституции Республики Казахстан содержит норму, согласно которой Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию. Данной нормой установлено одно из важнейших правомочий высшего представительного органа Республики, связанное с выполнением законодательной функции. Иными словами, Парламент правомочен вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, но при этом он не может выходить за пределы своей компетенции, которая ограничивается в п.2 ст.91 Конституции Республики Казахстан, который гласит: «Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены». Из этого следует, что Парламент как основной законодательный орган по предложению Президента в своих пределах вправе вносить в Конституцию Республики Казахстан изменения и дополнения по всем позициям, кроме указанной в п.2 ст.91. Возможные изменения и дополнения не следует вносить в текст Конституции, а решения о них так и сохранять отдельно, как приложение к Конституции Республики Казахстан [7; 49].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: