Характеристика основных внешних функций

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами.

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны. Соответственно, существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие – получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику и т. д.). Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ – таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет свои внешние функции.

Можно выделить две основные внешние функции государства:

1) военную. В содержание этой функции государства может входить ведение захватнических войн, оборона страны в военное время, готовность к обороне в мирное время, охрана государственных границ. Рабовладельческие и феодальные государства проводили, как правило, очень агрессивную внешнюю политику: если соседи оказывались слабее, они в большинстве случаев оказывались завоеванными.

Сейчас каждое государство разрабатывает свою военную доктрину. Исходя из существовавших ранее идеологических установок в СССР проводился курс на противоборство с капиталистическими государствами. Весь экономический, научный потенциал работал в первую очередь на развитие Вооруженных Сил Советского Союза. Огромные затраты на вооружение повлекли милитаризацию страны, и соответствующее направление деятельности государства развивалось неадекватно. В настоящее время сохраняются достаточно острые межгосударственные, межнациональные противоречия. Современными государствами признана т. н. доктрина «достаточной обороны», суть которой состоит в том, что вместо количественного паритета вооружений необходимо обеспечение военного потенциала, достаточного для гарантированной безопасности. Эта доктрина обеспечивает значительное сокращение расходов на вооружения, снижает возможность возникновения вооруженных конфликтов;

2) функцию сотрудничества с другими государствами. Она в различных сферах деятельности является объективно необходимой для современных государств. Мир обрел новое качество, в настоящее время невозможно, да и в конечном счете невыгодно проводить политику самоизоляции. Согласование усилий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и в других сферах деятельности соответствует интересам каждого государства. Общая координация сотрудничества между государствами осуществляется Организацией Объединенных Наций, ее специализированными учреждениями, иными международными организациями на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди основных направлений межгосударственного сотрудничества следует выделить сотрудничество:

а) в экономике;

б) в поддержании мира;

в) в поддержании мирового правопорядка;

г) в борьбе с международной преступностью;

д) в природоохранительной деятельности;

е) в сфере культуры, науки, образования;

ж) в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, в освоении космоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: