Когнитивная антропология: вопрос о возникновении когнитивной подвижности (Стивен Митен и Скотт Атран)

Стивен Митен «Предыстория сознания. Когнитивное про- исхождение искусства и науки» (1996). Религия зародилась тогда, когда появились антропоморфные изображения в пещерах и преднамеренные погребения человека. =>люди эпохи верхнего палеолита были первыми, у кого возникла вера в сверхъестественных существ и, возможно, в жизнь после смерти. Он полагает, что появление религии объясняется постепенным разрушением барьера между различными когнитивными инструментами, которые существовали в сознании раннего человека, и появлением когнитивной подвижности. Эта теория делает возможным объяснение перехода от среднего палеолита к верхнему. Pанние современные люди (homo sapiens), по всей видимости, уже достигли определенной степени интеграции между специализированными когнитивными модулями, но еще не пришли к состоянию полной когнитивной подвижности, появившейся не раньше, чем шестьдесят тысяч лет назад. Рассматривая проблему происхождения религии, Митен выделяет три черты тотемизма

· тотемизм характерен для всех групп людей, занимающихся охотой и собирательством

· он требует когнитивной подвижности в размышлениях о животных и людях;

· он был распространен в человеческих сообществах, начиная с эпохи верхнего палеолита.

Он отмечает, что охотники и собиратели не просто существуют среди животных и растений, скал, холмов и пещер, окружающий их ландшафт также является для них частью социума и полон значений. Ярким примером этого могут служить представления аборигенов Австралии. Они считают, что колодцы находятся в тех местах, где их предки копали землю; деревья стоят на тех местах, где их предки втыкали в землю палки-копалки; залежи красной охры находятся там, где их предки проливали кровь. Это помогает австралийским аборигенам запомнить огромный объем географической информации. Он отмечает, что для охотников и собирателей верхнего палеолита не существует двух разных миров: мира людей (общества) и мира вещей (природы). Такие же сложные религиозные представления, как те, которые существуют у охотников и собирателей типа homo sapiens sapiens, уже появились в переходную эпоху между средним и верхним палеолитом, и существуют с тех пор. Позже, появление когнитивной подвижности, отдельные сведения о мире стали соединяться друг с другом, и таким образом в результате соединения представлений о природе и о человеке появились антропоморфизм и тотемизм.

Формирование когнитивной подвижности. Об этом пишет Скотт Атран в труде «Эволюционный пейзаж религии» (2002), опираясь на антропологическую теорию о folk-science. По его мнению, существуют две причины кросс-культурного сходства в религиозном восприятии снов, теней, духов и душ.

· эти репрезентации легко соотносятся с общими тематическими ассоциациями (например, с луной, ночными хищниками, темными пещерами и проч.).

· контринтуитивные репрезентации призрачных душ и темных духов систематически нарушают интуитивно смоделированные представления о движениях объектов (folk-mechanics), об основных видах животных и растений (folkbiology) и о разумной природе живых существ (folk-psychology).

Они вписываются в обычную картину мира, но имеют отличительные черты (противоречия), чем и привлекают внимание. Представления о высших силах являются побочным продуктом эволюции, спровоцированным желанием реализации схемы отношений «хищник — защитник — жертва». Ищется защитник (посредник) – сверхъестественное существо, - для быстрого разрешения острых ситуаций. Повышенная чувствительность при поиске посредника способствует появлению сверхъестественных объяснений для непонятных или тревожных событий. Религиозные нормы и ценности не являются правилами или запретами с фиксированным содержанием. Они являются лишь внешним выражением квази-пропозициональных представлений, которые могут обладать внешней структурой логически истинных высказываний, основанных на фактах, но они никогда не могут обладать подлинным истинным смыслом, так как сами они являются контринтуитивными. Нарушая интуитивные представления о мире, религиозные контринтуитивные представления о высших силах привлекают внимание людей к тем аспектам мироздания, которые люди хотели бы видеть другими. Одни контринтуитивные представления порождают другие, создавая миры, невозможные с точки зрения логики и реальности, представления о которых передаются из поколения в поколение. При этом, по мнению исследователя, попытки заменить представления о мире, управляемом высшими силами, светскими идеологиями терпят неудачу в нравственной борьбе за культурный отбор и выживание. С.Атран вслед за Р.Докинзом и другими современными эволю- ционистами предлагает свою интерпретацию оппозиции «религия — наука»: наука — это попытка направить поток нашего восприятия и опыта в русло логической мысли, в котором любое событие единственным возможным образом находится в убедительной взаимосвязи с общей структурой, и эта взаимосвязь является распознаваемой и воспроизводимой. Религию, напротив, не столько интересует, как устроен мир, сколько то, каким он должен быть. Скотт Атран пишет об определенной ограниченности когнитивных теорий религии. Он указывает, что они в принципе не могут отделить Микки Мауса и Волшебную гору от Иисуса и неопалимой купины, фантазию от религиозной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: