Данный подход предлагает учитывать не только уровень производительных сил, форм собственности, но и тип культуры, духовные факторы, то есть уровень и качество цивилизаций, следовательно в основе подхода лежит понятие цивилизации. Арнольд Тойнби начал, его подхватил Освальд Шпенглер, продолжил Марк Вебер и Петирин Сорокин.
Понимание цивилизации происходит из понимания культуры и определяется как целостная совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельности человека. Тип культуры включает в себя: мировоззрение, духовную культуру, культуру производства, религиозные взгляды на систему социального регулирования, в зависимости от того, как автор определяет тип культуры, признаки цивилизации, определяется классификация и историческая типизация государств.
Арнольд Тойнби «Постижение истории» 12 томов. Тойнби сделал попытку разработать критерии организации и их классификацию. По Тойнби цивилизация – это замкнутое, локальное состояние общества, отличающиеся общностью религиозных, национальных, географических, историко-политических, экономических и иных признаков. Первоначально он выделил 100 цивилизаций, затем сократи до 21 цивилизации.
|
|
Он выделял:
- Египетскую
- Мексиканскую
- Православную
- Западную
- Африканскую
- Китайскую
- Дальневосточную
- И другие.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующих в его рамках.
Уолт Ростоу «Стадии экономического роста» и классифицировал государства по стадиям экономического развития и научно-техническим достижениям. Ростоу считал, что экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, поэтому общество с позиции экономического развития можно отнести к одной из следующих 5 стадий:
1) Традиционные общества (отношения, основанные до Ньютоновской науки и технике и на преобладании С\х)
2) Переходное общество (период трансформации традиции общества в более развитый период, закладывание основ для развития в области обрабатывающей промышленности)
3) Общество, переживающее процесс движения, понимаемый как взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве
4) Созревающее общество (зрелое общество, когда на основе применения научно-технических достижений образуется устойчивое превышения товаров на рынке)
5) Общество, достигшее высокого уровня народного потребления, эта стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления.
В зависимости от стадии экономического роста, Ростоу классифицировал государства и подчеркивал их зависимость от духовно-культурных условий развития общества, следовательно, по его концепции, чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
|
|
В рамках цивилизационного подхода существуют следующие классификации:
1) В зависимости от роли церкви в общественно политической жизни общества, гос-ва бывают:
- Светские
- Клерикальные
- Теократические
- Атеистические
2) В зависимости от политического режима:
- Тоталитарные
- Авторитарные
- Либеральные
- демократическое
Плюсы цивилизационного подхода:
1) цивилизационный подход позволяет объяснить много вариантность исторического развития и тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.
2) Ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу, он позволяет рассмотреть гос-во как большую социальную ценность для общества. С данных позиций гос-во это важнейший фактор духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей и источником объединения этих интересов на основе культурно-нравственных ценностей.
Минусы цивилизационного подхода:
1) отсутствие четкости в критериях классификации
2) в юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию.