double arrow

Освальд Шпенглер


Освальд Шпенглер(1980-1936), немецкий ученый, приобрел особую популярность благодаря культурологическому труду "Закат Европы" (1914г.).

Исходным положением Шпенглера можно назвать "жизнь" как полноту и многообразие переживаний. Жизнь – творческий прорыв в будущее, лишь отчасти, символически, выражающий себя в культуре.

По Шпенглеру, культуры зарождаются неожиданно и "вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле". "Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается великая душа, некий образ из безобразного… Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она остается привязанной, подобно растению".

Шпенглера как исследователя не интересует причина появления "души" и обусловленность ее "физиогномики", для него важен сам факт ее наличия.

Родившись на фоне определенного ландшафта "душа" культуры выбирает свой "первосимвол", из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани: "Все определяется выбором символа в тот момент, когда душа культуры пробуждается в своей стране к самосознанию". Из этого "следует выводить весь язык форм существования культуры".




Шпенглер считал, что "культуры суть организмы. История культуры – их биография". Продолжительность жизни культурного организма приблизительно 1000 лет. "В этом жизненном цикле прослеживаются свои этапы: 1) наиболее длительный, подготовительный период: первоначальное состояние хаоса, период детства и накопления сил; 2) собственно культурный: период выявления и осуществления всех возможностей, заложенных в душе, период интенсивного творчества, выражающегося в индивидуальном стиле; 3) период упадка: "Когда цель достигнута и идея, т. е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются, – она становится цивилизацией. …Цивилизация есть неизбежная судьба культуры… Они – неизбежный конец… Цивилизация продолжается 200-300 лет. Она характеризуется творческим бесплодием и окостенением. Она характеризуется творческим бесплодием и окостенением.

Движителем развития культуры является "душа", стремящаяся реализовать заложенную в нее идею. Культура не тождественна разуму, она возникает из устремления к "космичности", что передается в "такте", "ритме", "тональности" переживания коллективной души. Каждая культура "придает своему материалу – человечеству – собственную форму, обладает собственной идеей, страстями, чувствованиями, своей собственной жизнью, волей, собственной смертью".



Таким образом, по Шпенглеру, нет единства человеческой культуры, как и не существует ее поступательного движения. Есть только круговорот локальных культур. Шпенглер выделял восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), или "апполоновская", арабская, или "магическая", западноевропейская, или "фаустовская", культура народов майя. В особый тип выделял "русско-сибирскую" культуру.

Будучи убежденным в уникальности каждой из культур, Шпенглер отстаивал тезис о их "взаимонепроницаемости".

Работу Шпенглера отличает образный язык, богатство исторического материала, а также отход от рациональных методов познания. Шпенглер считал, что природу можно познавать через закон, измерять и излагать. А историю (и ее феномен – культуру) следует творить и сопереживать. Культура определяется в своем движении не законом, а судьбой. Постигается она не рассудком, а образной интуицией.

Работа Шпенглера вслед за Данилевским направлена против "европоцентризма", автор признает безусловную самобытность каждой культуры.







Сейчас читают про: