Интегративная типология основывается на наблюдениях Фон Гейзау и Лазарева. Фон Гейзау выделяет 4 сценария государственно-конфессиональных отношений в Европе 20 века:
1 сценарий – государства с укорененными конфессиями, имеющие привилегированный статус и находящиеся в зависимости от гос власти – Великобритания, страны Скандинавии
2 сценарий – страны, в которых произошло формальные отделения церкви от гос-ва, но их отношения были урегулированы соглашениями конкордатами, свидетельствующими об особом отношении светской власти к католической церкви – Австрия, Бельгия, Италия, Ирландия, Португалия.
3 сценарий – страны со смешанным в конфессиональном отношении составом населения, которые приняли законодательства, базирующие на принципах нейтральности гос-ва по отношению к религии – Германия, Франция, Нидерланды
4 сценарий – страны, в которых примат одной конфессии закреплен конституционно – Греция
Типологозацию по фон Гейзау можно дополнить моделью теократии в интерпретации Салыгина и Арановского, понимающими под теократией «режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных и политических отношений являются предписания религиозного происхождения – каноны». Интегративную модель дополняет конфронтационная модель Лазарева, который понимает под ней не преследование конфессий гос-ом, а противостояние церкви государству, проведение ею антигосударственной компании, основанной на религиозных нормах, как это происходило в Латинской Америке в середине 60 годов.
|
|
26. Социальное государство
В 1879 году немецкий экономист Адольф Вагнер дал определение социальному государству, это государство культуры и всеобщего благоденствия. Цель соц гос-ва – это благосостояние индивида и общества, идея социальной государственности была сформирована в конце 19, начале 20 века, как ответ на объективные социально – экономические процессы.
Впервые понятие социального гос-ва было выдвинуто Лоренсом Фонштайном. Идея соц гос-а заключалась в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших и обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Фонштайн отмечал, что социальное гос-во «поддерживать абсолютное равенство в правах для различных общественных классов посредством своей власти».
Большое значение в процессе формирования идеи социального гос-ва сыграла социальная доктрина католической церкви, ее разработал Папа Лев 13 «Правительство должно охранять интересы более бедных жителей, которые могли бы пользоваться благами, которые они создают»: приличным жилищем, одеждой, пропитанием.
|
|
Практическое воплощение, некоторые элементы теории социального гос-ва впервые получили в Германии во второй половине 19 века, это было связанно с деят-стью канцлера Бисмарка. В начале 20 века было принято множество социальных законов, связанных с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособием по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев. Были приняты в Дании, Австрии, Италии, Канады, США, СССР. Наибольшее количество прав человека содержит статья 25 Всеобщей Декларации Прав человека, принята 10 октября 1948 года.
В дальнейшем идея социального государства начинает воплощаться в Конституциях и практике современных государств. Впервые гос-во было названо социальным в основном законе ФРГ 1949 год, а принцип социальности закреплен в Конституциях Франции, Италии, Турции, Греции, Дании, Швеции, России и иных.
Баглай: «Социальным называется гос-во, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности».
Эбзеев: «Социальное государство – это фактор общественного благополучия, основывающиеся на принципах социального равенства, солидарности, взаимной ответственности членов общества».
Конституционное закрепление социальности государства означает возложение на государство общесоциальной функции, заботе властей о благе всех граждан и распределение материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу (Эбзеев).
Социальное государство – это государство, обладающее особенными функциями, политика которого направлена на создание условий, обеспечение достойной жизни и свободы развития человека. Социальное гос-во обладает всеми теми функциями, которые обусловлены его природой государства как такого.
Специфические функции социального государства:
1) Поддержка семьи, отцовства, материнства и детства
2) Поддержка социально незащищенных категорий населения (пособия, пенсии)
3) Охрана труда и здоровья людей
4) Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, социальные программы, государственный бюджет
5) Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий
6) Создание возможностей для свободной реализации трудового и интеллектуального потенциала граждан
7) Финансирование и поддержка культурных и образовательных программ
8) Поощрение благотворительной деятельности (путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющих благотворительную деятельность)
9) Участие в реализации межгосударственных, социальных и культурных программ.
В построение социального государства наибольших успехов добились все северо – европейские страны (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия)
Вывод: О социальном государстве можно говорить тогда, когда социально-ориентированная политика становится основным направлением деятельности данного гос-ва, политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека!!!
Любое правовое гос-во будет социальным гос-ом, но не всякое социальное гос-во будет правовым (социальность это признак правового государства)
Россия в контексте социального государства:
· Россия не может опираться на фундамент правового государства
· Отсутствует зрелое гражданское общество, отсутствует мощный экономический потенциал.
· Политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества
· Снижен уровень нравственности
Прогрессивная шкала налогообложения могла бы улучшить ситуацию в России.
|
|
27. Правовой статус личности
Правовой статус личности (Власенко) – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.
Правовой статус личности (Венгеров) – совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе.
Правовой статус личности это сложная категория. Матузов и Краснов в структуру правового статуса личности включают следующие элементы:
1) Соответствующие правовые нормы, устанавливающие данный статус
2) Правосубъектность – правоспособность и дееспособность
3) Общие для всех субъективные права и юридические обязанности
4) Гражданство
5) Юридическая ответственность
6) Правовые принципы
7) Законные интересы
8) Права и обязанности субъектов по конституции
Матузов включает еще правоотношения общего характера.
Права и свободы человека и гражданина – это ядро, основа правового статуса ФЛ и гражданина.
Виды правовых статусов:
· Общеправовой статус (конституционный) – это базовый правовой статус, его содержанием являются все права и обязанности, предоставленные всем гражданам РФ – БАЗОВЫЙ
· Специальный правовой статус – это вид правового статуса, который закрепляет особенности правового положения отдельных категорий граждан
(врача, пенсионера, депутата, студента)
· Индивидуальный правовой статус – самый подвижный вид статуса. Характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от возраста, пола (это совокупность персонифицированных прав и обязанностей)
· Отраслевой статус – состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданско-правовой, административно-правовой)
· По субъекту: гражданин, лицо без гражданства, лицо с двойным гражданском, статус иностранных лиц