Система права обладает определенными признаками:
1)Система права носит объективны хар-ер, так как реально отражает систему общественных отношений
2)Целостность системы права, то есть, согласованность и взаимодействие всех норм права в рамках системы
3)Дифференциированность системы права, то есть подразделение на институты, отрасли и подотрасли,
4)Присущ динамизм.
5)Устойчивость системы права
Элементы системы права:
1)Институт права – это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-то их компоненты. В каждой отрасли выделяются множество институтов, регулирующих специфическое общественное отношение или один из его элементов, например, в УПП, институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; в ГП, институт исковой давности, институт представительства; в ТП, институт трудового договора, институт заработной платы, институт охраны труда. Юридическим критерием обособления норм в правовой институт служат следующие признаки:
· Юридическое единство правовых норм
· Полнота регулирования, определенной совокупности общественных отношений
· Обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях НПА
2)Подотрасль права – это целостные образования, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве – жилищное, наследственное право.
Признаки подотрасли права:
· Регулирует укрупненную сферу общественных отношений, являющийся частью предмета регулирования соответствующей отрасли права
· Наличие обособленного законодательства
· Является факультативным элементом системы права. В небольших и тесноконсоледированных отраслях подотраслей нет, например в уголовном процессуальном и гражданско-процессуальном нет подотраслей.
3)Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права. Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан, иных субъектов права.
Признаки отрасли права:
· Особый предмет и метод правового регулирования обширной сферы общественных отношений
· Содержит исчерпывающий набор юридических средств методом правового воздействия, устанавливаемых государством.
· Наличие основного института, закрепляющего общеотраслевые принципы права, который определяет предмет, задачи отрасли и содержащий иные положения
· В пределах отрасли определяется своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, а также государственно правовые меры, направленные на реализацию правовых норм в конкретных отношениях
· Способность взаимодействовать с другими отраслями права (ГП и ТП)
· Наличие обособленного кодифицированного законодательства
Критериями выделения отраслей в системе права являются:
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:
1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.
При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Наиболее распространены и популярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).
Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.
1)Предмет правового регулирования – это обособленная сфера качественно-однородных общественных отношений, будет называться материальным критерием. Гражданское право регулирует отношения имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения
2)Метод правового регулирования, то есть совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование качественно-однородных общественных отношений. Это юридический критерий.