Очень наглядный и эффективный материал в качестве презентационного можно использовать электронные слайды, подготовленные графическим процессором «Power Point», которые демонстрируются на большом экране с использованием видеопроектора и компьютера. Сценарий построения слайдов достаточно полно и компактно описывает содержание и результаты работы, что является хорошим пособием для выпускника при его защите.
Кроме того, для более детального представления результатов исследования можно подготовить раздаточный материал. Как правило, он готовится в нескольких экземплярах и представляется членам аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы. Не рекомендуется использовать в качестве раздаточного материала нормативные положения, инструкции и рабочие документы предприятия.
Презентационный материал, должен включать в себя: тему выпускной квалификационной работы, актуальность, цель, задачи работы, объект и предмет исследования, все таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые в полной мере будут иллюстрировать доклад автора выпускной квалификационной работы.
Для подготовки к защите целесообразно подготовить тезисы своего доклада. При составлении тезисов необходимо учитывать, что установлено ориентировочное время доклада на защите. Как правило, доклад по выпускной квалификационной работе не должен превышать 7-10 минут. По объему он должен составлять не более 4-5 листов текста в формате «Wоrd», размер шрифта 14 пунктов, полуторный интервал.
Возможная структура доклада при защите ВКР:
– представление студента и темы работы;
– мотивы выбора и актуальность темы;
– цель работы и ее задачи;
– предмет и объект исследования;
– наиболее существенные моменты исследования;
– выводы и предложения.
По завершению подготовки тезисов доклада целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем.
Практика защиты работ показывает, что при подготовке доклада следует использовать простые слова и простые утвердительные предложения; избегать местоимений. Легче воспринимается материал при свободном изложении, чем при чтении.