double arrow

Малый сад

Основным объектом ландшафтного дизайна является малый сад. Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сфор­мированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5-6, иногда до 10га. К малым садам относят озелененные территории офисов, гос­тиничных комплексов, супермаркетов, вузов, НИИ, лечебных уч­реждений, санаториев, детских садов, школ и др. Малые сады размещаются и в жилой застройке. Это сад жилой группы, сад микрорайона, сад двора в квартальной застройке, приусадебный участок в коттеджной застройке и др. Малые сады, достаточно компактные по занимаемой территории с определенной ландшафт­ной темой, могут входить в планировочную структуру парков раз­личного функционального назначения. Они могут размещаться на территориях различных промпредприятий. Следует отметить, что к малым садам относят также зимние сады, сады на крышах и внутренние дворики.

Проектированию малых садов в настоящее время уделяют боль­шое внимание, поэтому существует их большое разнообразие по ар­хитектурно-ландшафтной организации.

В зависимости от характера планировочной организации и об­разного решения их можно классифицировать по целому ряду кри­териев:

— по функциональному назначению (для кратковременного от­дыха или длительного, повседневного и периодического);

— по конфигурации в плане и занимаемой площади (квадрат­ные, прямоугольные или сложной формы);

— по стилю планировки (регулярные, ландшафтные или сме­шанные);

— по характеру рельефа (плоские, террасированные, холмистые);

— по приоритетному виду растительности (сад хвойных расте­ний, декоративно лиственных, плодово-ягодных, цветочных (роза­рии, сиренгарии), смешанных и др.).

Формирование планировочной структуры малого сада во многом определяется специфичностью функционального использования, а также размерами территории и конфигурацией в плане. Наибо­лее оптимальная форма участка для проектирования малого сада — это квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:2. По сти­лю планировки малые сады могут быть регулярными, ландшафтны­ми и смешанными, могут быть решены с симметричным и асимметричным решением плана.

Выбор приема планировки малого сада зависит от особенностей ландшафтной ситуации и специфического функционального исполь­зования территории. Основным природным условием, определяющим выбор планировки, является рельеф. Он определяет, с одной стороны, микроклиматические условия участка, распределение воды и, следователь­но, состояние растительности, он влияет на формирование образ­ной характеристики нового ландшафта, на его объемно-пространствен­ную структуру. Рельеф — архитектурная основа любого малого сада.

В пей­зажном, ландшафтном стиле планировки может быть решен и плос­кий рельеф. Однако композиция сада будет более выразительна на холмистом рельефе при наличии водных устройств. Плоский учас­ток более однообразен и не имеет композиционного центра. Следует также отметить, что он требует тщательного подбора растительнос­ти. Для создания впечатления рельефности насаждения в массивах располагаются ярусными группами. Плоский рельеф при необходимости может быть видоизменен с использованием приемов геопластики. Создание искусственного рельефа с лестницами, пандусами, под­порными стенками, откосами, небольшими холмами способствует обогащению любого пространства, сделает его неповторимым и свое­образным.

Основной компонент формирования любого сада — раститель­ность. Малый сад может быть сформирован по приоритетному виду растительности. Это может быть малый сад хвойных растений (расположенный в ботаническом саду), декоративно лиственных (возле общественных зданий), сад плодово-ягодных растений (в коттедж­ной застройке) и смешанного типа (в жилой застройке).

В построении композиции малого сада определяется ведущий ландшафтный компонент, который становится «темой» сада, а ос­тальные компоненты играют подчиненную роль, усиливая вырази­тельность главного. Такими элементами могут быть — интересная растительная группировка (букетная группа из трех берез, ив, лип и др.), миксбордер, альпинарий, рокарий или водные устройства (декоративный бассейн с водопадом, каскадом, фонтан и др.).

Общий архитектурно-художественный замысел малого сада по­чти целиком зависит от гармоничной взаимосвязи его элементов — дорожек, подпорных стенок, лестниц, откосов, размещения ланд­шафтных растительных группировок и водных устройств.

Малый сад выполняет рекреационные и архитектурно-художе­ственные функции. Его формирование осуществляется в несколько этапов:

1 этап — анализ существующей градостроительной ситуации и ландшафтная оценка территории;

2 этап — подбор растительных группировок с учетом биологи­ческих и архитектурно-художественных свойств растений для вы­ явления художественного образа малого сада;

3 этап — определение функционального насыщения территории и выявление номенклатуры элементов по зонам;

4 этап — разработка планировочного решения и окончательное формирование художественного образа малого сада.

На первом этапе анализируется опорный план — он фиксирует современное состояние объекта и использование элементов его тер­ритории в существующих границах. Анализ существующей ситуации предусматривает оценку инсоляционного, ветрового, аэрационного, шумового режима террито­рии. Необходимы данные по размещению подземных коммуника­ций на данной территории, уровню грунтовых вод, данные механи­ческих структур почв, химического анализа почв и химической характеристики грунтов, а также планы подеревной съемки суще­ствующих насаждений с отметкой корневой шейки сохраняемых деревьев.

Функциональное наполнение территории малого сада зависит от характера размещения в городской среде. Малые сады при обще­ственных зданиях полностью должны быть подчинены требованиям специфики функционального использования территории. Планиро­вочная композиция территории должна быть увязана с архитектур­ным сооружением, возле которого она расположена. Должны быть обеспечены подходы к сооружению, быстрая эвакуация посетите­лей, транзитное движение. Организация основных входов в малый сад определяется окружающей ситуацией.

Основными сооружени­ями малого сада являются:

- разнообразные малые архитектурные фор­мы — павильоны, теневые навесы, перголы, трельяжи, скамьи и др.;

- водные устройства — источники, ручьи, водопад, каскады, де­коративные и плавательные бассейны и др.;

- декоративная скульп­тура и др.

Основные задачи формирова­ния любого малого сада — достижение изоляции от окружающей застройки, организация подходов и подъездов к основному зданию, размещение площадок отдыха, создание пешеходных маршрутов, трассировка главных и второстепенных аллей и др. При разработке планировочного решения малого сада все эти основные задачи долж­ны быть решены.

Наиболее сложной задачей является выявление художественного образа малого сада. История садово-паркового искусства дает нам многочисленные примеры решений малого сада с ярко выра­женным художественным образом. Культурные традиции, климатические условия, экономичес­кое развитие, политические притязания, развитие живописи, скуль­птуры как самостоятельных сфер деятельности повлияли на появ­ление разнообразных произведений садово-паркового искусства. В истории ландшафтной архитектуры выделяют различные стили: еги­петский, античный, исламский, средневековый, возрождение, ба­рокко, классицизм, английский пейзажный, эклектика, китайский, японский и др.

Художественный образ малого сада реализуется посредством использования законов архитектурной композиции. Используя масштаб пространства, пропорциональное членение территории и ее элементов, метр и ритм, контраст и нюанс, а также характер планировки (регулярный или ландшафтный), можно создать опре­деленный тип ландшафтного пространства. Так, например, совре­менный малый сад (особенно в коттеджной застройке) может быть решен по принципу «японского», «испано-мавританского», «ита­льянского», «французского», «английского» садов. Наибо­лее популярен в настоящее время малый сад в японском стиле.

Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке. Сады и парки Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном. А это особенно важно в городской, урбанистичной и технологизированной среде.

Такой уникальный подход к архитектуре садов возник не сразу и не случайно. История пейзажного садоводства в Японии насчитывает 1300 лет, и началом всему явился самый старый комментарий об устройстве садов - Сакутэйки (Трактат о садоводстве) - был написан в Японии, вероятно, во второй половине ХI века.

Стиль японских садов не оставался неизменным. С течением времени привносились новые идеи. Так в период XIV-XV веков, появился знаменитый стиль карэсэнсуй (сухой пейзаж). Этот стиль был принят в основном дзэн-буддийскими храмами, поскольку выражал суровость и аскетизм философии Дзэн, к которой в то время стремились. К XV веку чайная церемония становится специфическим японским ритуалом, который оказал влияние на дизайн японских садов - стали использоваться камни для перехода через ручей, а для освещения тропинки, ведущей к чайному домику, использовались каменные фонари. Эти фонари вскоре стали популярными предметами садового обихода и теперь считаются неотъемлемым элементом традиционных японских садов.
Веками при создании композиции садовых сцен японцы использовали принципы сяккэй ("заимствованного пейзажа") - все, что находится в отдалении принимается во внимание при создании сада и используется как его часть для достижения целостного эффекта.

Создавая композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.

Тысячелетняя история японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой все сады подразделяются на:

- храмовые;

- дворцовые;

- сады у жилых домов;

- сады для чайной церемонии.

Также сады можно подразделить на типы в зависимости от степени сложности:

- «син» - полная форма, включает весь комплект композиционных наборочных элементов – мху, камням, цветам, водопадам и т.п.;

- «со» - неполная форма – эта форма включает только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться между собой и находиться в гармонии;

- «ге» - наиболее сжатая форма с небольшим количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду воспринимается наиболее точно.

Сад может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной тропинки.

Очень часто восприятие фиксируется на каком-либо одном основном компоненте – это может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность такого сада заключается в преобладании одного элемента над другими и для настоящих ценителей искусства такой сад является настоящей сокровищницей передачи мыслей и чувств автора.

После «открытия» Японии такие искусства как икебана или бонсай стали с удовольствием перенимать европейцы, а японские традиции и японская эстетика стали оказывать огромное значение на современный дизайн, к примеру, интерьера. Теперь человек, желающий приобщиться к культуре Востока и Японии в частности может посетить хотя бы ресторан японской кухни и увидеть маленькие японские сады воочию.

Японское садово-парковое искусство, безусловно, не может целиком характеризовать традиции садоводства на Востоке. Если говорить о Китае, Корее и др. странах, то каждая из них имеет свои корни и традиции. Общность традиций всего Востока заключается в философском подходе к созданию искусственных ландшафтов, поиску внутренней красоты и целостности, направленному на нахождение баланса и гармонии.

Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов.

Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко искривленным, разворачивающимся, как это бывает в натуре. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи и декоративны и полезны. Ни один из названных элементов не повторяется, все сооружения уникальны (рис. 13).

Японцы используют воду для придания композиции большей жизненной энергии. В подборе деревьев здесь предпочтение отдается хвойным. В садах много нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цубуки - японская камелия - одно из любимых цветущих деревьев. Однако ничто не может сравниться с сакурой - японской вишней. Любят японцы и бамбук. Считаясь символом благородства, бамбук придает утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосозерцанию.

Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре "сада камней".Японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты (рис. 14).

Какие способы оформления пространства используется сейчас наиболее широко в городском озеленении Японии? Во-первых, культура горшечных растений - в глубине тихих городских улочек Токио, Киото и др. городов пространства вдоль наружных стен, входных дверей активно заставляются растениями в контейнерах. Влияние контейнерных растений на микроклимат в таком ограниченном пространстве велико - они не только выделяют кислород и освежают воздух, но и придают окружению естественную красоту.

Во-вторых, очень популярным в Японии, начиная с 1966 года, стало строительство садов на крышах - таким образом, используется каждый, даже сравнительно небольшой кусочек пространства, для создания сада и даже парка. Один из крупнейших садов на крыше имеет Гранд-Отель в Саппоро, Хоккайдо. Общая площадь сада - 660 кв.м., и с улицы обыватель даже не может подумать, что наверху лежит такой дивный оазис.
Следующая тенденция массового городского озеленения - создание балконных садов. Балконным садоводством увлеклись в начале 90-ых, и теперь им интересуются многие горожане.

Специфической формой озеленения жилого пространства в Японии становится создание маленьких садиков, расположенных в пределах дома. Сад, гармонично вписанный в жилое пространство, создает иллюзию того, что вы находитесь не дома, а на улице. Естественно, создание такого рода внутренних садов возможно лишь в домах с индивидуальной планировкой. Такие сады используются японцами и для проведения чайных церемоний.

Тем, кого интересуют оригинальные идеи оформления сада, предлагаем соорудить сухой ручеек. Возле него можно посадить самые разные растения. Сам ручей практически не потребует ухода и точно привлечет всеобщее внимание. Красивый искусственный ручеек можно соорудить, не прибегая к помощи воды. Вам не потребуется ни источник воды, ни понижение рельефа. Ухаживать за сухим ручьем намного проще. Нет проблем с водорослями, системой подачи воды, пленкой. При оформлении самого ручья и его растительного окружения ваша фантазия может быть безграничной. Вы имеете полную свободу выбора, т.е. вы можете посадить около каменистого ручья не только влаголюбивые растения.

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

Художественной и эстетической задачами японского сада являются следующие — показать величие и великолепие девственной природы, но в то же время не скрывать, что все это создано воображением и руками человека.

Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.

Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление. Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.

Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.

Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей.

Японские сады еще с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся потоки воды. В этих случаях вода символично изображалась гравием, песком, камнями.

Гравий — традиционный символ воды. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море. Серый гравий, обнесенный большими камнями, — залив. Серый гравий на открытом пространстве — озеро. Черный гравий с небольшими насыпями красного может символизировать землю после дождя.

Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Очень часто в композиции японского сада используется сосна, являющаяся символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин — человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.

Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской.

Особенно почитается в Японии клён — символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.

У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет.

В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья. Особый смысл имеют цветущие фруктовые деревья. Сакура — священное для Японии дерево. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д.) обозначают радость и красоту.

Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья — это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

Статуи являются практически повсеместно обязательным элементом парка или сада. Размеры статуй, их количество и тематика зависят от самого сада, в котором предполагается их размещение. Так, вполне логичным представляется в маленьких по площади садиках не размещать излишне объёмные и большие фигуры. В Японии садовые статуи являются своего рода мерилом богатства и насыщенности сада, а сами японцы говорят, что сад, в котором нет ни одной статуи, является не полным.

Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона и оттенки, которые представил на суд гостей хозяин сада. Японский сад по цветовому оформлению и гамме можно сравнить с японской же живописью тушью: в оформлении используются приглушенные краски и мягкая цветовая гамма.

Есть в японском саду и яркие пятна – чаще всего это цветы и различные плоды, но их не так много – излишняя пестрота в данном случае не уместна. Тем не менее при создании тропинок, скамеек или мостиков яркие цвета не используются – это бы нарушило спокойствие и умиротворённость окружающей природы. Японский сад наполнен контрастами во всех смыслах этого слова потому, что в основе японской же философии лежит соотношение двух противоположностей, начал – инь и ян. Именно поэтому в композициях часто используются сочетания тёмных и светлых пятен, также могут быть пятна и других цветов, противостоящих друг другу по направленности энергии.

Если Вы хотите создать сад в японском стиле, нужно учитывать следующее:

1. Используйте только естественные цвета, свойственные растениям, воде, камням, небу – т.е. природным элементам. Помните, что эти цвета обладают большей энергией, нежели так называемые мёртвые. Не нужно также дополнительно украшать изделия – если Вы используете дерево, то покрывать его поверхность лаком нет нужды.

2. Также следует использовать предметы, несущие на себе печать времени: блёклые, с потемневшими поверхностями – японцы находят в отпечатках времени на предметах особое очарование и красоту. Характерными элементами японского сада можно назвать лишайники на камнях, ржавчину на металле, блеклую поверхность деревянной скамейки – эстетика этих предметов подчас понятна не каждому, но если её разгадать, то можно увидеть особую красоту.

3. Нужно учитывать особенности используемых предметов. Так камни, к примеру, становясь влажными, темнеют и становятся блестящими.

4. Также нужно учитывать вид самого сада: сад камней должен быть выдержан в серо-коричневых цветах, садик около дома – в зелёных и т.п. (более подробно о видах японских садов мы расскажем в следующих статьях). Также следует учитывать и собственные предпочтения: если Вам нравится какой-то определённый цвет и именно он приносит Вам спокойствие, то Вы вполне можете использовать его в качестве основы для композиции. Конечно, в таком случае полученный сад уже нельзя будет назвать японским в полном смысле этого слова. Вообще перед созданием сада следует определить, в каких тонах он будет выдержан. Для нашей страны это могут быть пёстро-зелёные оттенки, но такая окраска не соответствует требованиям, предъявляемым к японскому саду, поэтому необходимо выбрать что-то одно.

5. Начинающим садоводам рекомендуется сначала брать в качестве основы мох. Во-первых, его окраска гораздо ближе к нашим обычным садам, а во-вторых со мхом проще работать. Мох следует высаживать, чтобы он продолжал расти, в противном случае засохшие островки мха будут нарушать гармонию созданного Вами сада.

6. Если Вы сделали покрытие из мха, то можете поставить на него металлическую статуэтку божества – такое сочетание цветов является истинно японским.

7. Тропинка может быть выполнена из коричневатой гальки или из крупных камней. Если же Ваш сад очень маленький, то через него можно пустить песочный ручей.

8. Замечательным контрастом зелёному фону может стать голубоватый водоём – в случае маленького сада столь же миниатюрный – или ручей, по берегам которого можно разместить самые разные растения.

Наиболее целесообразно формирование художественного образа с использованием национально-исторической символики в малых садах при жилых и общественных зданиях, а также в некоторых парках, зимних садах и садах на крышах. Следует отметить, что формирование художественного образа малого сада прежде всего зависит от его функционального назначения, которое предопреде­ляет выбор средств ландшафтного дизайна, малых архитектурных форм, растительности, водных устройств и др.

Сад при администра­тивном здании или офисе должен быть строгим, логичным по пла­нировочной организации с использованием смешанного приема пла­нировки. Здесь уместны уголки естественной природной среды с мобильным озеленением. На затесненных территориях целесообраз­но создание передвижных малых садов. Они могут представлять собой мобильные композиции из ваз, чаш или цветочных компо­нентов, размещаемых в различных комбинациях. Передвижные сады могут быть созданы в разных уровнях, для чего используются спе­циальные устройства или применяются вазы неодинаковой высоты.

Сад при административном здании должен быть хорошо осве­щен. Освещение позволяет создать неповторимый художественный образ вечернего малого сада. Может быть разработан специальный световой сценарий и варианты обычного и праздничного освеще­ния. Однако освещение в малом саду должно выполнять и утили­тарную функцию. В зоне интенсивного пешеходного движения не­обходимо предусматривать функциональное освещение. Здесь целе­сообразно использование всех приемов освещения: контурного, ло­кального, заливающим светом, смешанного.

Особенно эффектно выглядит малый сад с подсветкой водных уст­ройств. Наиболее впечатляющий художественный эффект произво­дит подсветка воды изнутри, для чего используют осветительные приборы, не подвергающиеся разрушению водой.

Малые сады при учебных заведениях (университетах, академи­ях, вузах, техникумах, училищах и др.) предназначены для органи­зации отдыха студентов и преподавателей. Характер организации пространства, его образное решение, должно быть подчинено функ­циональным требованиям. Здесь целесообразно размещение площа­док: для отдыха и общения, мемориальной, информационной, а так­же площадки для проведения митингов, манифестаций, посвяще­ний в студенты и др. Большое значение следует уделять продуман­ной сети аллей для транзитного движения и дорожек для эпизоди­ческого обзора экспозиций сада. Их габариты, направленность дол­жны соответствовать потокам посетителей и связывать исходные пункты по кратчайшим расстояниям.

В любом малом саду следует предусматривать несколько типов покрытий с высокими эстети­ческими параметрами (цвет, фактура, форма). По сути, покрытие формирует пятый фасад любого сада при учебном здании, оно хо­рошо просматривается из основных помещений. В тех случаях, когда малый сад находится в окружении транспортных магистра­лей, необходимо использование защитного озеленения.

Художественный образ сада может быть создан с использовани­ем цветочных композиций, как регулярных, так и ландшафтных. Здесь целесообразно размещение миксбордеров, альпинариев, рокариев в сочетании с декоративными водоемами. При размещении растительности необходимо учитывать инсоляцию, т. е. добиваться затенения участка в те часы, когда он больше всего эксплуатирует­ся.

Архитектурно-ландшафтное решение малых садов следует осуществлять преиму­щественно с использованием регулярного приема планировки с чет­ким выявлением главных и второстепенных аллей, включающих систему визуальной коммуникации. Необходимо разрабатывать и сценарий вечернего освещения.

Следует отметить, что наибольшее распространение получили малые сады при коттеджах, дачах. Эти сады (приусадебные участ­ки) имеют самое разнообразное архитектурно-ландшафтное реше­ние. В дальнем зарубежье приусадебные участки проектируют как небольшие парки с выделением зон активного и тихого отдыха. В ближнем зарубежье преобладает несколько иная тенденция про­ектирования таких участков, отражающая более сложные соци­альные процессы. Здесь, как правило, размещают следующие ос­новные зоны: огород, сад, ягодник, индивидуального или тихого отдыха, детская, спортивная, отдыха всей семьи. Размещение зон на участке должно осуществляться с учетом рельефа, направления господствующих ветров, ориентации по сторонам света и др.

Основа планировки сада — это создание максимальных удобств для отдыха, органичное сочетание внешнего и внутреннего простран­ства, использование новых строительных материалов и технологий. Из всех ландшафтных компонентов растительность является глав­ным средством формирования любой территории приусадебного участка. С помощью растительности можно обеспечить хорошую изо­ляцию от окружения, если это необходимо. Целесообразно в этих целях использовать вертикальное озеленение, а также двухъярус­ную посадку деревьев по периметру сада. Цветочное оформление должно обеспе­чить декоративный эффект в весенний, летний и осенний периоды года. На приусадебных участках может быть использовано все раз­нообразие цветочных композиций, но наиболее эффектно здесь выг­лядят альпинарии в сочетании с декоративными водоемами и не­большим каскадом или водопадом. Для выявления художественного образа малого сада особенно целесообразно создание ландшафтных композиций с использовани­ем растительности, рельефа и водных устройств. Возможно созда­ние плавательных бассейнов в сочетании с альпинариями, много­ярусными клумбами, рокариями. В планировочную структуру пла­вательных и декоративных бассейнов может быть включена расти­тельность — деревья, кустарники, цветы.

В малых садах при коттеджах в настоящее время используют­ся водные устройства с динамическим и статическим состоянием воды. Во многих малых садах водные устройства располагают непосредственно возле коттеджа. Они могут быть обрамлены либо естественным камнем, либо бетонным бортом. Вокруг них создаются пешеходные дорожки для обзора основных композиций малого сада. Художественный замысел ограниченного пространства малого сада раскрывается в движении с определенных точек обзора. Основной точкой обзора является терраса, примыкающая к коттеджу, откуда открывает­ся великолепный вид на систему водных устройств в сочетании с растительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: