Словарь профессиональных терминов

Растительность

Аллея — пешеходная коммуникация, ограни­ченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.

Альпинарий — композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближен­ных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.

Аранжировка — расположение цветов и ли­стьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.

Ассортимент — подбор различных видов дере­вьев, кустарников и цветов, применяемых для озе­ленения данной местности или данного объекта.

Бонсай — искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюр­ные сады.

Берсо, биндаж — сводчатая аллея, образован­ная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми ал­леями. Применялся в садах и парках эпохи ба­рокко.

Букетные посадки — прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки не­скольких саженцев в одно гнездо. Букетную груп­пу также можно образовать посадкой на пень мо­лодого дерева, чтобы создать условия для разви­тия боковым побегам.

Бульвар — широкая озелененная полоса, вы­деляемая по обеим или одной стороне улицы, на­бережной и предназначенная для пешеходного дви­жения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горо­жан, созданные на месте бывших укреплений.

Вертикальное озеленение — озеленение фа­садов зданий, парковых сооружений и специаль­ных устройств (куполы, трельяжи) древовидны­ми лианами и другими вьющимися растениями.

Виридарий — озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изобра­жены перспективы фантастических садов.

Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначе­ния газоны подразделяются на спортивные, спе­циального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).

Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из не­четного (до 11 шт.) количества древесных, кус­тарниковых или цветочных растений.

Дендрарий — зеленый массив различных ви­дов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.

Дерновая скамья — устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распростра­ненный элемент средневекового сада.

Икебана — в переводе с японского языка озна­чает «сохранение цветов во второй жизни» и яв­ляется древним оригинальным искусством цветоч­ной аранжировки в Японии.

Кашпо — декоративное устройство из керами­ки, пластмассы, дерева, лозы для размещения цве­тов в интерьере и на открытом воздухе.

Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформиро­ванная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической фор­мой плана, расположенный на пересечении доро­жек, перед главным входом в здание, у пьедеста­ла статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.

Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.

Куртина — ландшафтное пространство, огра­ниченное дорожками.

Лесопарк — один из элементов планировочной структуры города, культивированные древесные породы на естественном ланд­шафте с инженерным обустройством территорий.

Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с ис­пользованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5—6 га (иногда до 10 га).

Моносад — это сад одного вида растений. К мо­носаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.

Национальный парк — территория естественного лесного, лесо­степного ландшафта, имеющая все наиболее характерные при­знаки для данного географического региона, на котором дей­ствует режим ограниченной хозяйственной деятельности, выделены зоны посещения и отдыха. Национальный парк имеет федеральную форму собственности.

Партер — открытая часть пространства, рас­положенная на плоском рельефе, имеющая гео­метрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: га­зонный, цветочный и смешанный. В XVII— XVIII вв. партер был неотъемлемой частью двор­цовых ансамблей.

Патио — внутренний двор жилого дома, обя­зательно оформленный зелеными насаждениями.

Питомники древесных и кустарниковых пород — специализиро­ванные предприятия по производству посадочного материала для озеленения городских территорий; могут находиться как в муниципальной, так и в частной форме собственности.

Поляна — свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.

Почвопокровные — растения, которые по сво­им декоративным свойствам и особенностям про­израстания используются в озеленении для обра­зования дерна на бедных, сухих почвах, на скло­нах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.

Рабатка — представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей дли­ной от 1 м до 7—9 м. Ширина зависит от использу­емых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.

Рокарий — ландшафтная композиция, где де­коративные растения сочетаются с камнями.

Силуэт — контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных расте­ний на фоне неба или городской застройки, вос­принимаемое с отдаленного расстояния.

Сквер — небольшой озелененный участок сре­ди городской застройки (до 1 га), предназначен­ный для кратковременного отдыха и декоратив­ного оформления отдельных архитектурных ком­плексов и городской среды.

Солитер — одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выде­ляющийся своей фактурой, кроной и т. п.

Топиарное искусство — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Фитонцидность — способность растений вы­делять летучие защитные вещества, которые гу­бительно действуют на микробы.

Цветочница — представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.

Цветочная группировка — это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоу­гольники, а также неправильные геометрические фигуры.

Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной ра­стительностью.

Экзот — древесное или кустарниковое расте­ние, не встречающееся в составе местных есте­ственных зеленых насаждений, но имеющее цен­ные декоративные свойства.

Экология растений — наука о взаимозависи­мостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.

Малые архитектурные формы

Амфитеатр — в древней греческой и римской архитектуре был зрелищным сооружением, имев­шим в плане форму эллипса. В XVII—XVIII вв. их начали строить в парках в виде декоративных сооружений для проведения зрелищных мероп­риятий. В парках эпохи барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, про­тивоположной дворцу.

Амфора — глиняный кувшин с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украше­ния парков. У древних греков и римлян исполь­зовался для хранения вина, масла, зерна.

Балюстрада — сквозное ограждение балконов, галерей, лестниц, террас, часто выполняемое в виде невысоких фигурных столбиков — балясин.

Балясина — небольшой фигурный столбик, придерживающий перила ограждения. Балясины в горизонтальном сечении, как правило, представ­ляют круг.

Беседка — сооружение небольших размеров, состоящее из несущих элементов (столбов, колонн и др.) и покрытия. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр.

Бювет — сооружение над источником мине­ральной воды, иногда само сооружение, оборудо­ванное водопадом от минерального источника, где люди непосредственно берут воду для питья.

Виадук — устройство для перевода дороги че­рез ущелье, глубокий овраг, суходол, над попе­речной дорогой. Он покоится на высоких опорах.

Грот — искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию естествен­ного грота в скалах или в нагромождениях из ес­тественных камней.

Декоративная стенка — декоративное соору­жение, используемое для расчленения простран­ства, ориентации движения пешеходов в нужном направлении, изоляции мест отдыха, маскировки хозяйственных площадок. Оно выполняется из самых разнообразных материалов: камня, сборных ж/б элементов, панелей, керамики, стеклоплас­тика и др.

Нимфея — богато украшенное купольное со­оружение с бассейном для купания в садах Древ­него Рима; в Греции — тенистый грот с водяными устройствами, окруженный разнообразной расти­тельностью.

Обелиск — каменный прямоугольный, моно­литный столб, суживающийся кверху, с пирами­дально заостренной верхушкой. В XVIII в. приме­нялся как декоративный элемент парковой ком­позиции.

Оранжерея — парковое сооружение с одним или несколькими залами, предназначенными для выращивания цитрусовых и других экзотических растений. Выполняет роль зимнего сада. В XVIII в. оранжереи строили в парках около дворцов и использовали для развлечений.

Павильон — отдельно стоящая небольшая парковая постройка.

Пергола — садово-парковая постройка, состо­ящая из одного или двух рядов колонн, стоек, под­держивающих горизонтальную решетчатую кон­струкцию, увитую лианами.

Пилон — в древнем Египте монументальный фасад храма в виде двух глухих, суживающихся кверху башен с входным порталом между ними; массивные столбы по сторонам входа в парк.

Ротонда — открытое или закрытое круглое здание на колоннах, чаще всего перекрытое купо­лом.

Руина — элемент оформления паркового пей­зажа романтических парков XVIII в., представля­ющий собой искусственно созданные развалины древних храмов, гробниц и других построек.

Стела — вертикальная каменная плита с изоб­ражениями или надписями.

Трельяж — легкая вертикальная деревянная решетка или ажурная конструкция из других ма­териалов, применяемая в качестве каркаса для вьющихся растений.

Эрмитаж — небольшая постройка, размещен­ная в глубине парка, предназначенная для раз­мышлений, созерцания, отдыха.

Геопластика и водные устройства

Акведук — водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный эле­мент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII в.

Бордюрный камень — строительное изделие, применяемое для ограничения дорожного (троту­арного) покрытия. За счет высоты бордюрного камня создается разность высоты дорожного по­крытия и тротуара.

Водоем — естественный элемент ландшафта или искусственное устройство. Включение водо­ема в ландшафтный объект существенно усилива­ет его эстетическое воздействие. Большой водоем является ландшафтным элементом, изменяющим растительный пейзаж, влияющим на микрокли­мат и почву.

Водные игры — специальные устройства, по­явившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тон­кими струйками воды зазевавшихся посетителей.

Геопластика — пластическая обработка повер­хности земли с использованием приемов вертикаль­ной планировки для достижения решения утили­тарных и архитектурно-художественных задач. Средства геопластики — естественные и искусст­венные формы рельефа: холмы и горки, земляные насыпи и валы, откосы и подпорные стенки, лест­ницы и пандусы, кратеры и каньоны и др.

Декоративный бассейн — небольшое искус­ственное водное устройство, в котором использу­ется, в основном, эффект статического состояния воды, площадью от 2 до 5 кв. м. Бассейн может быть объединен с рокарием, ручьем, декоратив­ной скульптурой, а также фонтаном и др.

Декоративный водоем — искусственное вод­ное устройство достаточно больших размеров.

Каскад — архитектурно оформленный водо­пад, масса воды которого падает с высокой терра­сы или с последовательного ряда меньших террас. Был одним из основных элементов террасных пар­ков Италии и Франции эпохи Возрождения. С XVIII в. применяются так называемые рустован­ные каскады из естественного камня.

Кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) — бо­ковая канава для отвода и стока воды с полотна и откосов дороги.

Лестница — специальное устройство для пе­рехода с одного уровня площадки на другой. Вы­соту ступени, как правило, принимают — 15 см, а ширину (проступь) — 30 см.

Микроландшафт — искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоемами. Композицию озелененных объектов можно рассматривать как систему последовательно раскрывающихся мик­роландшафтов.

Откос — поверхность, объединяющая террито­рии, расположенные в разных высотных уровнях.

Пандус — слегка наклоненная плоскость, за­меняющая лестницу. Пандусы начали впервые со­здавать в террасных парках XVII—XVIII вв.

Парапет - невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц кру­тых склонов, дорог.

Терраса — горизонтальная или слегка накло­ненная площадка, образующая уступ на склоне ес­тественного или искусственного происхождения.

Художественные стили, организация пространства

Акцент — прием, основанный на наиболее силь­ном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в ландшафтной композиции по величине, по­ложению в пространстве, освещенности или цвету.

Ансамбль — совокупность, единство. Функци­онально связанная совокупность сооружений, рас­тительности и других элементов ландшафта, при­веденная к единству и получившая определенный художественный образ. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являют­ся основной чертой ансамбля.

Анфилада — ряд залов, комнат. В парках — ряд дворов, отдельных зеленых замкнутых про­странств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.

Асимметрия — такое сочетание и распреде­ление объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.

Барокко — художественный стиль, господство­вавший в Западной Европе с конца XVI в. до сере­дины XVIII в., отличался контрастностью, подвиж­ностью форм, эмоциональностью, парадностью и отражал сложность, вычурность в построении ландшафтных композиций.

Видовая точка — место на парковой террито­рии, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.

Возрождение — эпоха культурного и эконо­мического расцвета стран Западной и Централь­ной Европы в XIV — XVI вв. Основным идейным содержанием культуры этого периода был гума­низм, новое представление о человеке как о сво­бодном и всесторонне развитом существе, способ­ном к безграничному прогрессу.

Гармония — соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорцио­нальности, в цвете, в фактуре).

Готика — художественный стиль в истории за­падноевропейского искусства, возникший в сере­дине XII в. на севере Франции и окончательно сформировавшийся в XIII в. Являлся отражени­ем в искусстве общественных отношений эпохи расцвета феодализма и начала его разложения, в частности пробуждения самосознания ремесленно-цехового и торгового населения. Отличался лег­костью, устремленностью ввысь.

Диссонанс — нарушение гармонии, проявля­ющееся в несоответствии формы и содержания, внешнего облика предметов и их сущности.

Доминанта — главный по силе художествен­ной выразительности акцент в ландшафтном про­странстве, которому подчинены другие элементы. Доминанта может проявиться в форме, цвете, фак­туре или идейном содержании.

Идиллия — особый вид красоты пейзажа, в котором воплощено величие природы и преобра­зующего ее человеческого труда.

Классицизм — направление в европейском ис­кусстве в конце XVII — первой половине XVIII вв. Отличительные черты художественных образов классицизма: следование античным образцам, ра­ционалистическая четкость и ясность, пластичес­кая завершенность.

Ориентация — расположение главной оси до­рог, аллей, спортивных площадок и сооружений относительно направления юг-север; различают широтную и меридиональную ориентацию.

Пропорция — соразмерность, определенное со­отношение отдельных частей предметов и явле­ний между собой, одно из проявлений гармонии.

Рекреация — зона в интерьере или на откры­том воздухе (в парке, саду), предназначенная для различных видов отдыха (прогулок, занятий спортом и развлечений).

Рококо — художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Выражал вкусы дворянства. Для рококо было характерно отсутствие глубокого идейного содержания и мотивов граждан­ственности, украшательство, прихотливая орнаментальность формы, отличавшейся нарочитой асиммет­ричностью и сложностью извилистых линий.

Романтизм — течение в искусстве европей­ских стран, оформившееся в конце XVIII в. В са­дово-парковом искусстве выражался в формиро­вании идиллических сельских пейзажей, искус­ственных руин, готических парковых построек.

Стаффаж — фигуры зверей, людей, неболь­шие жанровые сцены, вводимые в композицию ландшафтного парка для оживления. Были рас­пространены в парках XVIII—XIX вв.

Стиль — исторически сложившаяся, относи­тельно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания ис­кусства. Этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства: ро­манский, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, романтизм.

Структура ландшафта — соотношение растительных и рельефных элементов естественных или природных ландшафтов.

Тектоника — художественное выражение за­кономерностей строения, присущих определенной породе или виду растения.

Эспланада — зеленое устройство, возникшее в XIX в. на месте разрушаемых фортификацион­ных сооружений средневековья.

Приложение II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: