Растительность
Аллея — пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.
Альпинарий — композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.
Аранжировка — расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.
Ассортимент — подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.
Бонсай — искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.
Берсо, биндаж — сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.
Букетные посадки — прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам.
|
|
Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.
Вертикальное озеленение — озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.
Виридарий — озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.
Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).
Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.
Дендрарий — зеленый массив различных видов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.
Дерновая скамья — устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.
|
|
Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.
Кашпо — декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.
Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.
Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.
Куртина — ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.
Лесопарк — один из элементов планировочной структуры города, культивированные древесные породы на естественном ландшафте с инженерным обустройством территорий.
Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5—6 га (иногда до 10 га).
Моносад — это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.
Национальный парк — территория естественного лесного, лесостепного ландшафта, имеющая все наиболее характерные признаки для данного географического региона, на котором действует режим ограниченной хозяйственной деятельности, выделены зоны посещения и отдыха. Национальный парк имеет федеральную форму собственности.
Партер — открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII— XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.
Патио — внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.
Питомники древесных и кустарниковых пород — специализированные предприятия по производству посадочного материала для озеленения городских территорий; могут находиться как в муниципальной, так и в частной форме собственности.
Поляна — свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.
Почвопокровные — растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.
Рабатка — представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длиной от 1 м до 7—9 м. Ширина зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.
Рокарий — ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.
Силуэт — контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния.
Сквер — небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.
Солитер — одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.
Топиарное искусство — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Фитонцидность — способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.
|
|
Цветочница — представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.
Цветочная группировка — это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.
Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.
Экзот — древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства.
Экология растений — наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.
Малые архитектурные формы
Амфитеатр — в древней греческой и римской архитектуре был зрелищным сооружением, имевшим в плане форму эллипса. В XVII—XVIII вв. их начали строить в парках в виде декоративных сооружений для проведения зрелищных мероприятий. В парках эпохи барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, противоположной дворцу.
Амфора — глиняный кувшин с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украшения парков. У древних греков и римлян использовался для хранения вина, масла, зерна.
Балюстрада — сквозное ограждение балконов, галерей, лестниц, террас, часто выполняемое в виде невысоких фигурных столбиков — балясин.
Балясина — небольшой фигурный столбик, придерживающий перила ограждения. Балясины в горизонтальном сечении, как правило, представляют круг.
Беседка — сооружение небольших размеров, состоящее из несущих элементов (столбов, колонн и др.) и покрытия. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр.
Бювет — сооружение над источником минеральной воды, иногда само сооружение, оборудованное водопадом от минерального источника, где люди непосредственно берут воду для питья.
Виадук — устройство для перевода дороги через ущелье, глубокий овраг, суходол, над поперечной дорогой. Он покоится на высоких опорах.
|
|
Грот — искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию естественного грота в скалах или в нагромождениях из естественных камней.
Декоративная стенка — декоративное сооружение, используемое для расчленения пространства, ориентации движения пешеходов в нужном направлении, изоляции мест отдыха, маскировки хозяйственных площадок. Оно выполняется из самых разнообразных материалов: камня, сборных ж/б элементов, панелей, керамики, стеклопластика и др.
Нимфея — богато украшенное купольное сооружение с бассейном для купания в садах Древнего Рима; в Греции — тенистый грот с водяными устройствами, окруженный разнообразной растительностью.
Обелиск — каменный прямоугольный, монолитный столб, суживающийся кверху, с пирамидально заостренной верхушкой. В XVIII в. применялся как декоративный элемент парковой композиции.
Оранжерея — парковое сооружение с одним или несколькими залами, предназначенными для выращивания цитрусовых и других экзотических растений. Выполняет роль зимнего сада. В XVIII в. оранжереи строили в парках около дворцов и использовали для развлечений.
Павильон — отдельно стоящая небольшая парковая постройка.
Пергола — садово-парковая постройка, состоящая из одного или двух рядов колонн, стоек, поддерживающих горизонтальную решетчатую конструкцию, увитую лианами.
Пилон — в древнем Египте монументальный фасад храма в виде двух глухих, суживающихся кверху башен с входным порталом между ними; массивные столбы по сторонам входа в парк.
Ротонда — открытое или закрытое круглое здание на колоннах, чаще всего перекрытое куполом.
Руина — элемент оформления паркового пейзажа романтических парков XVIII в., представляющий собой искусственно созданные развалины древних храмов, гробниц и других построек.
Стела — вертикальная каменная плита с изображениями или надписями.
Трельяж — легкая вертикальная деревянная решетка или ажурная конструкция из других материалов, применяемая в качестве каркаса для вьющихся растений.
Эрмитаж — небольшая постройка, размещенная в глубине парка, предназначенная для размышлений, созерцания, отдыха.
Геопластика и водные устройства
Акведук — водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII в.
Бордюрный камень — строительное изделие, применяемое для ограничения дорожного (тротуарного) покрытия. За счет высоты бордюрного камня создается разность высоты дорожного покрытия и тротуара.
Водоем — естественный элемент ландшафта или искусственное устройство. Включение водоема в ландшафтный объект существенно усиливает его эстетическое воздействие. Большой водоем является ландшафтным элементом, изменяющим растительный пейзаж, влияющим на микроклимат и почву.
Водные игры — специальные устройства, появившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тонкими струйками воды зазевавшихся посетителей.
Геопластика — пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач. Средства геопластики — естественные и искусственные формы рельефа: холмы и горки, земляные насыпи и валы, откосы и подпорные стенки, лестницы и пандусы, кратеры и каньоны и др.
Декоративный бассейн — небольшое искусственное водное устройство, в котором используется, в основном, эффект статического состояния воды, площадью от 2 до 5 кв. м. Бассейн может быть объединен с рокарием, ручьем, декоративной скульптурой, а также фонтаном и др.
Декоративный водоем — искусственное водное устройство достаточно больших размеров.
Каскад — архитектурно оформленный водопад, масса воды которого падает с высокой террасы или с последовательного ряда меньших террас. Был одним из основных элементов террасных парков Италии и Франции эпохи Возрождения. С XVIII в. применяются так называемые рустованные каскады из естественного камня.
Кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) — боковая канава для отвода и стока воды с полотна и откосов дороги.
Лестница — специальное устройство для перехода с одного уровня площадки на другой. Высоту ступени, как правило, принимают — 15 см, а ширину (проступь) — 30 см.
Микроландшафт — искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоемами. Композицию озелененных объектов можно рассматривать как систему последовательно раскрывающихся микроландшафтов.
Откос — поверхность, объединяющая территории, расположенные в разных высотных уровнях.
Пандус — слегка наклоненная плоскость, заменяющая лестницу. Пандусы начали впервые создавать в террасных парках XVII—XVIII вв.
Парапет - невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц крутых склонов, дорог.
Терраса — горизонтальная или слегка наклоненная площадка, образующая уступ на склоне естественного или искусственного происхождения.
Художественные стили, организация пространства
Акцент — прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в ландшафтной композиции по величине, положению в пространстве, освещенности или цвету.
Ансамбль — совокупность, единство. Функционально связанная совокупность сооружений, растительности и других элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный образ. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являются основной чертой ансамбля.
Анфилада — ряд залов, комнат. В парках — ряд дворов, отдельных зеленых замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.
Асимметрия — такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.
Барокко — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI в. до середины XVIII в., отличался контрастностью, подвижностью форм, эмоциональностью, парадностью и отражал сложность, вычурность в построении ландшафтных композиций.
Видовая точка — место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.
Возрождение — эпоха культурного и экономического расцвета стран Западной и Центральной Европы в XIV — XVI вв. Основным идейным содержанием культуры этого периода был гуманизм, новое представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу.
Гармония — соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, в фактуре).
Готика — художественный стиль в истории западноевропейского искусства, возникший в середине XII в. на севере Франции и окончательно сформировавшийся в XIII в. Являлся отражением в искусстве общественных отношений эпохи расцвета феодализма и начала его разложения, в частности пробуждения самосознания ремесленно-цехового и торгового населения. Отличался легкостью, устремленностью ввысь.
Диссонанс — нарушение гармонии, проявляющееся в несоответствии формы и содержания, внешнего облика предметов и их сущности.
Доминанта — главный по силе художественной выразительности акцент в ландшафтном пространстве, которому подчинены другие элементы. Доминанта может проявиться в форме, цвете, фактуре или идейном содержании.
Идиллия — особый вид красоты пейзажа, в котором воплощено величие природы и преобразующего ее человеческого труда.
Классицизм — направление в европейском искусстве в конце XVII — первой половине XVIII вв. Отличительные черты художественных образов классицизма: следование античным образцам, рационалистическая четкость и ясность, пластическая завершенность.
Ориентация — расположение главной оси дорог, аллей, спортивных площадок и сооружений относительно направления юг-север; различают широтную и меридиональную ориентацию.
Пропорция — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой, одно из проявлений гармонии.
Рекреация — зона в интерьере или на открытом воздухе (в парке, саду), предназначенная для различных видов отдыха (прогулок, занятий спортом и развлечений).
Рококо — художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Выражал вкусы дворянства. Для рококо было характерно отсутствие глубокого идейного содержания и мотивов гражданственности, украшательство, прихотливая орнаментальность формы, отличавшейся нарочитой асимметричностью и сложностью извилистых линий.
Романтизм — течение в искусстве европейских стран, оформившееся в конце XVIII в. В садово-парковом искусстве выражался в формировании идиллических сельских пейзажей, искусственных руин, готических парковых построек.
Стаффаж — фигуры зверей, людей, небольшие жанровые сцены, вводимые в композицию ландшафтного парка для оживления. Были распространены в парках XVIII—XIX вв.
Стиль — исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства: романский, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, романтизм.
Структура ландшафта — соотношение растительных и рельефных элементов естественных или природных ландшафтов.
Тектоника — художественное выражение закономерностей строения, присущих определенной породе или виду растения.
Эспланада — зеленое устройство, возникшее в XIX в. на месте разрушаемых фортификационных сооружений средневековья.
Приложение II.