Традиционная, центрально-регулируемая, рыночная, смешанная

Вопросы Традиционная ЦЦентрализованная Рыночная
Что производить? Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производиться малое количество продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов. Они консультируют политических лидеров. Определяется самими потребителями. Производители производят то, что хотят потребители. Т.е. то, что может быть куплено
Как производить? Производят так и тем, чем производили предки Определяется государственным планом Определяют сами производители. Производят так, чтобы получить прибыль, т.е. с наименьшими затратами.
Каким образом распределять? Большинство людей существуют на грани выживания; добавочный продукт достается вождям или собственникам на землю; оставшийся добавочный продукт распределяется согласно обычаям Государство регулирует цены и распределяет полученный продукт Потребители получат столько, сколько хотят. Производители получат прибыль.
В чьих руках находится собственность Общинная, корпоративная, государственная. Частная собственность не является священной и неприкосновенной. Государственная Преобладает частная собственность, государственная, корпоративная.
Недостатки системы Ограниченное число произведенных благ, отсутствие технического прогресса Отсутствует свобода товаропроизводителей. Большая часть прибыли уходит государству. Имеет склонность к застоям, т.к. отсутствует конкуренция. Наличие кризисов, безработицы, не гарантирует для всех достойного уровня жизни.

Смешанная экономическая система – сочетает в себе черты всех предыдущих экономических систем. Земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства (Швеция, Япония, Тайвань, Гонконг).

Экономический цикл – период развития рыночной экономики от одного кризиса до другого, включающий в себя четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и подъем.

Экономический кризис – такое состояние экономики,при котором происходит резкое сокращение сбыта произведенных товаров, уменьшение прибыли и предприятий и банков, массовое банкротство предприятий и банков, неплатежи, безработица. Первый циклический кризис был в 1857 г. Наиболее тяжелые кризисы наблюдались в 1900-1901 гг., 1929-1933 гг.

Экономическая депрессия – период, наступающий после кризиса. Для него характерны низкий, но достаточно стабильный уровень производства, высокий уровень безработицы.

Экономическое оживление – сопровождается незначительным повышением уровня производства и некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинается спрос на потребительские товары, новое промышленное оборудование и инвестиции, растут цены и ставки ссудного процента.

Экономический рост – количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Показателями экономического роста являются валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определенного времени (как правило, года) на территории своей страны, так и за рубежом.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за год.

Чистый национальный продукт – часть валового национального продукта, которая остается за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов.

Национальный доход – совокупная,вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства за вычетом амортизационных отчислений.

Экстенсивный тип экономического роста – расширение объемов производства достигается за счет увеличения вложений капитала и количества занятой в производстве рабочей силы. Рост идет за счет привлечения дополнительных ресурсов.

Интенсивный экономический рост – расширение объемов производства идет за счет внедрения новых технологий.

Экономической содержание собственности – реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Истории известны несколько типов собственности: частная, государственная, коллективная (смешанная), кооперативная, корпоративная (акционерные общества).

Присвоением называется экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как своим.

Национализация – передача частной собственности в руки государства.

Приватизация – передача государственной собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам. Виды приватизации: а) массовая передача путем выдачи гражданам бесплатно или по низким ценам приватизационных чеков (ваучеров), которые могут быть использования для покупки активов государственных предприятий; б) приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или денежных конкурсах, аукционах; в) льготная продажа государственных активов работникам приватизированных кампаний; г) реприватизация, т.е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискованной национализации.

Производство – производством называется определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Успешное функционирование производства любого уровня зависит от наличия и эффективного сочетания различных факторов производства.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве (сырье, земля, природные ресурсы).

Факторы производства – производительные силы общества. Главными факторами производства на всех этапах человеческого развития выступали рабочая сила (труд), капитал, земля, предпринимательская деятельность.

Рабочая сила (труд) – способность человека к труду. Совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства жизненных благ. Важнейшим показателем труда является производительность труда.

Производительность труда – количество продукции, произведенной за единицу времени. На уровень производительности труда большое влияние оказывает квалификация работников, применения новых технологий, интенсивность труда.

Капитал – произведенные людьми средства производства. В широком смысле – всё то, что приносит владельцу доход. Капитал подразделяют на реальный ( сами средства производства ) или физический; денежный или финансовый (деньги, используемые для закупки средств производства - инвестиции).Непрерывно происходящее круговое движение каптала образует его оборот.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства. Простое воспроизводство – непрерывное повторение созидательной деятельности человека, при которой масштабы производства и размер действующего капитала остаются неизменными. Расширенное воспроизводство – увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства и к увеличению качества создаваемых жизненных благ. Для современной экономики характерно расширенное производство.

Основной капитал – участвует в производстве многократно, частями перенося свою стоимость на готовые изделия и возвращаясь к инвестору в денежной форме по частям (заводские здания, машины, оборудование).

Оборотный капитал – участвует в производстве однократно, полностью переносится на созданный продукт и возвращается к инвестору в денежной форме в течение одного кругооборота (сырье, материалы, полуфабрикаты, зарплата работников).

Земля – «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли в качестве места, на котором располагаются производственные здания; пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых.

Предпринимательство – определенный способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран. Производственно-хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск и направленная на получение прибыли.

Прибыль – доход предпринимателя, получаемый в виде прироста вложенного в него капитала. Получение прибыли является главным стимулом и основным показателем эффективности любого производства.

Издержки производства – это денежные затраты, понесенные предпринимателем в процессе производства продукции. Выделяют постоянные и переменные издержки производства.

Постоянные издержки производства – те, которые предприниматели должны внести в любом случае и которые до определенной степени мало зависят от объема производства (аренда здания).

Переменные издержки – те, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы, применение которых непосредственно сказывается на объеме производимой продукции (чем больше продукции, тем больше используемого сырья, т.е. издержек).

Доходы, приносимые факторами производства:

ЗЕМЛЯ – РЕНТА; КАПИТАЛ – ПРОЦЕНТ; ТРУД – ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРИБЫЛЬ.

Рентабельность – отношение полученной прибыли к вложенному капиталу

Другие факторы современного производства: организация и технология производства, наука, энергетический фактор, информация, инфраструктура.

Инфраструктура – вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство, транспорт, связь, материально – техническое снабжение, социально-культурные условия жизни работников.

Виды предпринимательства:

· Производственное – производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое;

· Коммерческое – продажа предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц;

· Финансовое – в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит;

· Страховое – предприниматель-страховщик гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.

· Посредническое - предприниматель способствует нахождению продавцами покупателей и наоборот и заключению между ними сделки купли-продажи.

· Венчурное – деятельность, нацеленная на реализацию «рисковых» проектов для получения прибыли. В производство внедряется новейшие, ещё не опробованные технологии.

Акционерное общество - юридическое лицо, имущество которого является собственностью владельцев акций.

Дивиденды – часть прибыли акционерного общества, которую они распределяют между акционерами, выплачивая им ежегодно в соответствии с имеющимися у них акциями и пропорционально взносам в акционерный капитал общества.

Биржа – основная форма регулярно функционирующего оптового рынка; учреждение, в котором осуществляются сделки по купле-продаже ценных бумаг (фондовая), валюты (валютная), массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками (товарная).

Облигация ценная бумага, являющаяся долговым обязательством акционерного общества или государства, согласно которому владельцу выплачивается фиксированная сумма процента, и в установленный срок ему возвращаются деньги по номинальной цен данной облигации.

Маркетинг - стратегия организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок; система мероприятий фирмы, направленная на изучение и формирование потребительского спроса; система мер для продвижения товара от производителя к покупателю, включающая изучение спроса, транспортировку, рекламу и т. д.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Рынок ( в узком смысле ) – совокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Признаки рынка: частная собственность, конкуренция, свобода товаропроизводителей, цена формируется законом спроса и предложения.

Рынок ( в широком смысле ) – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводств на всех уровнях экономической системы данного общества. Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос – это то количества товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Факторы, определяющие спрос:

· Доходы потребителей. С ростом доходов, спрос на товары растет;

· Цены на товары-заменители. Когда два товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются взаимозаменяемыми таврами. Например, повышение цен на сливочное масло увеличит спрос на растительное масло при неизменной цене на него, и наоборот;

· Цены на дополнительные товары, спрос на которые растет одновременно (например, фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты);

· Вкусы и предпочтения (одни предпочитают рис, другие – картофель). Если вкусы изменяются в пользу какого-либо товара, то спрос на него возрастает;

· Число покупателей (чем больше людей, потребляющих данный товар, тем выше спрос на него);

· Инфляционные ожидания (если покупатели ожидает повышение цен на какой-либо продукт, то они начинают покупать его в больших количествах, чем необходимо в данный конкретный момент)

Предложение – это то количество товара, которое готов предложить производитель в конкретном месте и в конкретное время.

Цена – выражение в деньгах стоимость товаров и услуг.

Цена спроса – та максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.

Цена предложения – та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Неэластичность спроса – при значительном повышении цены на данный товар, спрос на него остается неизменным (товары первой необходимости).

Эластичность спроса – при незначительном повышении цены на данный товар, спрос на него резко падает (предметы роскоши).

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Свободная конкуренция – такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция – такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает монопольную цену (часто завышенную). Монополия свёртывает конкуренция, создавая угрозу функционирования рынка.

Виды монополий ( с учетом степени охвата): чистая, абсолютная, монопсония.

Чистая монополия – наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице страховых органов.

Монопсония ( может быть и абсолютная, так и чистая) - такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов и товаров.

Монополии различают естественные и искусственные. Естественные монополии – имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают большой экономический эффект, чем множество аналогичных фирм, или же имеют важное стратегическое значение для общества. Искусственные монополии – объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель – объединение предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товара, распределяют рынки сбыта, долю каждого, в общем объеме производства. Это простейший вид монополии.

Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняется производственная самостоятельность, а продукция, произведенная из них, реализуется как собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют свою коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест – единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства – пай – в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Концерн – объединения предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных кампаний, которые находятся под единым финансовым контролем.

Олигополия- это такой рынок, на котором господствуют несколько (от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия – это конкуренция между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: