Тема 5.6. Основы рыночной модели экономики

Студент должен:

иметь представление:

– о различных толкованиях понятия «рынок»;

– о двух условиях возникновения рынков по А. Смиту;

знать:

– сферы структуры рынка;

– функции рынка как социального института;

– элементы рыночной инфраструктуры;

уметь:

– классифицировать рынки по различным критериям;

– проанализировать экономическое развитие России в условиях рыночных отношений.

Различные толкования понятия «рынок». Рынок как особый институт и хозяйственный механизм соответствующей экономической системы. Два условия возникновения рынков по А. Смиту: ограниченность ресурсов и разделение труда. Сферы структуры рынка: обращение материально-вещественных компонентов (товары и услуги, ценные бумаги, денежные ресурсы, рабочая сила), экономические отношения участников рынка.

Основа саморегуляции рыночной системы. Функции рынка как социального института: информационная, посредническая, регулирующая, стимулирующая, ценообразу-ющая, санирующая.

Классификация рынков по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак): рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый (денежный) рынок, рынок интеллектуальной собственности (инновационный рынок, рынок научно-технической информации). Классификация рынков по степени ограничения конкуренции. Классификация рынков по географическому положению: региональный, национальный, мировой. Классификация рынков по отраслям производства. Классификация рынков по характеру продаж: оптовый, розничный.

Элементы рыночной инфраструктура: биржи, предприятия розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, банки, страховые компании, фонды, ин-формационные центры, рекламные агентства.

Россия в условиях рыночных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: