Студент должен:
иметь представление:
– о различных толкованиях понятия «рынок»;
– о двух условиях возникновения рынков по А. Смиту;
знать:
– сферы структуры рынка;
– функции рынка как социального института;
– элементы рыночной инфраструктуры;
уметь:
– классифицировать рынки по различным критериям;
– проанализировать экономическое развитие России в условиях рыночных отношений.
Различные толкования понятия «рынок». Рынок как особый институт и хозяйственный механизм соответствующей экономической системы. Два условия возникновения рынков по А. Смиту: ограниченность ресурсов и разделение труда. Сферы структуры рынка: обращение материально-вещественных компонентов (товары и услуги, ценные бумаги, денежные ресурсы, рабочая сила), экономические отношения участников рынка.
Основа саморегуляции рыночной системы. Функции рынка как социального института: информационная, посредническая, регулирующая, стимулирующая, ценообразу-ющая, санирующая.
Классификация рынков по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак): рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый (денежный) рынок, рынок интеллектуальной собственности (инновационный рынок, рынок научно-технической информации). Классификация рынков по степени ограничения конкуренции. Классификация рынков по географическому положению: региональный, национальный, мировой. Классификация рынков по отраслям производства. Классификация рынков по характеру продаж: оптовый, розничный.
|
|
Элементы рыночной инфраструктура: биржи, предприятия розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, банки, страховые компании, фонды, ин-формационные центры, рекламные агентства.
Россия в условиях рыночных отношений.