Студент должен:
иметь представление:
– о методе директивного ценообразования в условиях административно-командной системы;
–обиздержках производства товара и издержках обращения;
–о сути рыночной конкуренции;
– о свободном рынке и рынке совершенной конкуренции;
–о неполной, полной и естественной монополиях;
знать:
– функции цены;
–элементы системы цен;
–факторы, определяющие уровень рыночной цены;
–функции конкуренции;
–ценовые и неценовые методы конкуренции;
уметь:
– сравнить различные методы ценообразования и доказать ведущую роль метода, основанного на издержках;
–оценить позитивные и негативные последствия конкуренции;
–сопоставить структуры рынка несовершенной конкуренции;
–охарактеризовать антимонополистическое законодательство и антимонопольную политику государства.
Рыночная экономика как постоянное движение и колебание товарных цен. Метод директивного ценообразования в условиях административно-командной системы. Функции цены: измерительная, информационная, стимулирующая, перераспределительная, регулирующая. Элементы системы цен: договорные цены, государственные цены (продукция предприятий-монополистов, базовые ресурсы для экономики данной страны, социально значимые товары), мировые цены.
|
|
Факторы, определяющие уровень рыночной цены: издержки производства, потребительский спрос, цены конкурентов, целевая установка предприятия, уровень мировых цен, система государственного регулирования цен, система продвижения товаров по торговой сети. Процесс ценообразования. Методы ценообразования: учет издержек, изучение спроса, учет конкуренции. Ведущая роль метода, основанного на издержках. Издержки производства товара. Издержки обращения.
Суть рыночной конкуренции. Функции конкуренции: повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов, согласование частных и общественных интересов, ликвидация неэффективных предприятий, регулирование распределения ресурсов по отраслям и сферам экономики. Позитивные последствия конкуренции: снижение издержек производства, гибкое реагирование на изменение спроса, повышение технического уровня производства, обновление ассортимента, улучшение качества продукции. Негативные последствия конкуренции: разорение небольших предприятий, рост безработицы.
Свободный рынок. Рынок совершенной конкуренции. Структуры рынка несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монопсонии, олигопсонии, билатеральные (двухсторонние) монополии. Неполная и полная монополия. Естественная монополия. Ценовая и неценовая группы методов конкуренции. Антимонополистическое законодательство и антимонопольная политика государства.