Методические указания по теме

2.1. Средства механизации процессов технического
обслуживания летательных аппаратов

Под автоматизацией понимается полное освобождение человека от непосредственного участия в производственном процессе. Управление осуществляется машиной по программе, разработанной человеком. В функции машины входят также включение, контроль и настройка.

Под механизацией обычно понимают частичную замену мускульного труда человека с сохранением непосредственного участия человека в управлении процессом и контроле за его ходом.

Проблема механизации и автоматизации процессов технического обслуживания ВС - одна из наиболее важных в общем комплексе задач, решаемых инженерно-авиационной службой ИАС. Это объясняется увеличением объема авиаперевозок и работ по применению авиации в народном хозяйстве, усложнением поступающей на эксплуатацию новой АТ, объемов работ по техническому обслуживанию и подготовке ВС к полету [1,3].

Среди большого числа факторов, оказывающих влияние на производительность труда, важнейшее значение имеет механизация и автоматизация производственных процессов. В настоящее время применяется большое число различных машин, механизмов и оборудования при выполнении технического обслуживания ВС. Классификации производственных процессов ТЭ ВС и средств их механизации и автоматизации представлена на рис. 1.

Для механизированной заправки ВС топливом маслом, водой применяются заправочные машины и устройства. Они имеют емкости для размещения соответствующих жидкостей, насосы, фильтры, раздаточную и контрольно-измерительную аппаратуру. В подавляющем большинстве заправочные машины выполняются самоходными, их цистерны и специальное оборудование монтируется на шасси автомобилей. Заправочные машины различаются по типам топливозаправщиков Это связано с тем, что емкости топливных систем различных типов ВС существенно отличаются.

В процессе эксплуатации ВС находят широкое применение различные виды газов в сжиженном и газообразном состоянии (сжатый воздух, азот, кислород и.др.). Зарядка систем и агрегатов ВС сжатым воздухом осуществляется специальными воздухозаправщиками; для заправки кислородом - используются специальные кислородозаправочные станции Для заправки систем водоснабжения ВС технической водой имеются специальные самоходные машины, которые также могут использоваться для мойки ВС.

В целях экономии ресурса бортовых систем запуска двигателей применяются аэродромные источники энергии. Большинство современных ВС имеют воздушные системы запуска двигателей. В качестве наземных средств запуска этих двигателей применяют установки типов УВЗ и УВЗ-2.


Заправка ВС сжатыми и сжиженными газами
Заправка ВС ГСМ и спецжидкостями
Вывешивание и подъем ВС
Обслуживание бытового оборудования
Мойка, удаление обледенения и обработка туалетных отсеков ВС
Электрогидропневмопитание систем ВС
Подогрев СУ и кондиционирование ВС
Подъем и опускание груза
ТО высоко расположенных частей ВС
Транспортировка тяжеловесных грузов
Техническое диагностирование
Воздухозаправщики, кислородно-заправочные станции
Топливозаправщики, маслозаправщики, ЦЗС
Гидроподъемники, домкраты, автокраны
Специальные машины для комплексной уборки салонов
Комплексы средств механизации для мойки в ангаре, машины для мойки нижних поверхностей самолета
Аэродромные источники питания, стартеры наземные, ВСУ, специальные гидроустановки
Аэродромные подогреватели, аэродромные кондиционеры
Лебедка, передвижные подъемные краны
Самоходные площадки и подъемники
Грузовые автомобили (Краз-225Б, БеВСЗ-6411, БеВСЗ-7421)
Средства неразрушаешего контроля

       
 
   
 


   
 


Рис. 1. Классификации производственных процессов ТЭ ВС и средств их механизации и автоматизации

Для заправки водой, очистки и промывки сливных баков и заправки химической жидкостью баков туалетов используют специальные машины.

Обслуживание высоко расположенных частей ЛА производится с использованием ряда несамоходных и самоходных площадок и платформ типов А-1103, ТС-8, СП-6, СПО-15, А-1102.

Для кондиционирования воздуха в кабинах ЛА на земле используют бортовые средства и наземные самоходные кондиционеры различных типов.

Перечень основных технологических операций при ТО ВСи применяемых средств приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Перечень основных технологических операций ТО ВС

и применяемых средств

N п/п Технологическая операция Средства меха- низации Оперативная форма ТО ВС Периоди- ческая форма ТО ВС
после прилета перед вылетом
  Буксировка самолета тягач   + +
  Аэродромное кондиционирование АК   + +
  Подогрев авиадвигателей Подогре- ватели   + +
  Воздушный запуск двигателей УВЗ   + +
  Проверка герметич- ности кабин АКО     +
  Обслуживание высоко расположен ных частей ВС СПО   + +
  Уборка кабин МКУ   + +
  Электропитание систем ВС НАИЭ + +  
  Обслуживание санитарных узлов АС + +  
  Гидропитание систем ВС УПГ   + +
  Заправка и дозапра- вка маслом, спецжидкостями МЭ, ЗСК + +  
  Заправка систем ВС сжатыми газами ВЗ, КЗ + +  
  Заправка систем водой ВС водой МВ + +  
  Мойка наружной поверхности ВС Моечные машины     +
  Удаление обледин. с обшивки     +  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: