2.1. Средства механизации процессов технического
обслуживания летательных аппаратов
Под автоматизацией понимается полное освобождение человека от непосредственного участия в производственном процессе. Управление осуществляется машиной по программе, разработанной человеком. В функции машины входят также включение, контроль и настройка.
Под механизацией обычно понимают частичную замену мускульного труда человека с сохранением непосредственного участия человека в управлении процессом и контроле за его ходом.
Проблема механизации и автоматизации процессов технического обслуживания ВС - одна из наиболее важных в общем комплексе задач, решаемых инженерно-авиационной службой ИАС. Это объясняется увеличением объема авиаперевозок и работ по применению авиации в народном хозяйстве, усложнением поступающей на эксплуатацию новой АТ, объемов работ по техническому обслуживанию и подготовке ВС к полету [1,3].
Среди большого числа факторов, оказывающих влияние на производительность труда, важнейшее значение имеет механизация и автоматизация производственных процессов. В настоящее время применяется большое число различных машин, механизмов и оборудования при выполнении технического обслуживания ВС. Классификации производственных процессов ТЭ ВС и средств их механизации и автоматизации представлена на рис. 1.
|
|
Для механизированной заправки ВС топливом маслом, водой применяются заправочные машины и устройства. Они имеют емкости для размещения соответствующих жидкостей, насосы, фильтры, раздаточную и контрольно-измерительную аппаратуру. В подавляющем большинстве заправочные машины выполняются самоходными, их цистерны и специальное оборудование монтируется на шасси автомобилей. Заправочные машины различаются по типам топливозаправщиков Это связано с тем, что емкости топливных систем различных типов ВС существенно отличаются.
В процессе эксплуатации ВС находят широкое применение различные виды газов в сжиженном и газообразном состоянии (сжатый воздух, азот, кислород и.др.). Зарядка систем и агрегатов ВС сжатым воздухом осуществляется специальными воздухозаправщиками; для заправки кислородом - используются специальные кислородозаправочные станции Для заправки систем водоснабжения ВС технической водой имеются специальные самоходные машины, которые также могут использоваться для мойки ВС.
В целях экономии ресурса бортовых систем запуска двигателей применяются аэродромные источники энергии. Большинство современных ВС имеют воздушные системы запуска двигателей. В качестве наземных средств запуска этих двигателей применяют установки типов УВЗ и УВЗ-2.
|
|
Заправка ВС сжатыми и сжиженными газами |
Заправка ВС ГСМ и спецжидкостями |
Вывешивание и подъем ВС |
Обслуживание бытового оборудования |
Мойка, удаление обледенения и обработка туалетных отсеков ВС |
Электрогидропневмопитание систем ВС |
Подогрев СУ и кондиционирование ВС |
Подъем и опускание груза |
ТО высоко расположенных частей ВС |
Транспортировка тяжеловесных грузов |
Техническое диагностирование |
Воздухозаправщики, кислородно-заправочные станции |
Топливозаправщики, маслозаправщики, ЦЗС |
Гидроподъемники, домкраты, автокраны |
Специальные машины для комплексной уборки салонов |
Комплексы средств механизации для мойки в ангаре, машины для мойки нижних поверхностей самолета |
Аэродромные источники питания, стартеры наземные, ВСУ, специальные гидроустановки |
Аэродромные подогреватели, аэродромные кондиционеры |
Лебедка, передвижные подъемные краны |
Самоходные площадки и подъемники |
Грузовые автомобили (Краз-225Б, БеВСЗ-6411, БеВСЗ-7421) |
Средства неразрушаешего контроля |
Рис. 1. Классификации производственных процессов ТЭ ВС и средств их механизации и автоматизации |
Для заправки водой, очистки и промывки сливных баков и заправки химической жидкостью баков туалетов используют специальные машины.
Обслуживание высоко расположенных частей ЛА производится с использованием ряда несамоходных и самоходных площадок и платформ типов А-1103, ТС-8, СП-6, СПО-15, А-1102.
Для кондиционирования воздуха в кабинах ЛА на земле используют бортовые средства и наземные самоходные кондиционеры различных типов.
Перечень основных технологических операций при ТО ВСи применяемых средств приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Перечень основных технологических операций ТО ВС
и применяемых средств
N п/п | Технологическая операция | Средства меха- низации | Оперативная форма ТО ВС | Периоди- ческая форма ТО ВС | |
после прилета | перед вылетом | ||||
Буксировка самолета | тягач | + | + | ||
Аэродромное кондиционирование | АК | + | + | ||
Подогрев авиадвигателей | Подогре- ватели | + | + | ||
Воздушный запуск двигателей | УВЗ | + | + | ||
Проверка герметич- ности кабин | АКО | + | |||
Обслуживание высоко расположен ных частей ВС | СПО | + | + | ||
Уборка кабин | МКУ | + | + | ||
Электропитание систем ВС | НАИЭ | + | + | ||
Обслуживание санитарных узлов | АС | + | + | ||
Гидропитание систем ВС | УПГ | + | + | ||
Заправка и дозапра- вка маслом, спецжидкостями | МЭ, ЗСК | + | + | ||
Заправка систем ВС сжатыми газами | ВЗ, КЗ | + | + | ||
Заправка систем водой ВС водой | МВ | + | + | ||
Мойка наружной поверхности ВС | Моечные машины | + | |||
Удаление обледин. с обшивки | + |