Без воображения, без мечты, без фантазии жизнь была бы очень скучной и примитивной, не было бы искусства, развития техники, совершенствования орудий производства

Воображение бывает непроизвольным, возникающим ситуативно и произвольным (волевым), направленным на образное представление конструируемой детали.

Можно выделить также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку. Например, по географической карте путешественник может воссоздать характер местности в которой он еще не был.

Творческое воображение - это процесс самостоятельного создания образов таких предметов и явлений, которых еще нет в действительности. Так, например, конструктор рисует в своем воображении образ автомобиля ХХI века.

Представления и воображения бывают также единичными и общими. Единичные - предельно конкретны (учебник физики), а общие - относятся ко многих сходным предметам и явлениям, к целому классу предметов (книга вообще, дерево вообще и т.д.).

Развитое воображение и представление особым образом ха-рактеризуют личность человека. Так, например, для таких лиц характерна повышенная внушаемость. Студентки-медички обычно “переболевают” всеми изучаемыми в институте болезнями. А неосторожное слово врача может спровоцировать воображаемую болезнь или затруднить усвоение учебного материала.

Внимание

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности (сознания) на объекте, имеющем важное значение для личности.

Обычно различают три вида внимания: непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно), произвольное (требующее волевого сосредоточения) и послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).

Свойства внимания

- устойчивость - концентрация

- переключаемость - распределение

- обьем

Устойчивость внимания - это способность сохранять концен-трацию внимания длительное время.

Концентрация внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности.

Переключаемость внимания - это способность к поперемен-ному выполнению нескольких видов деятельности.

Распределение внимания - это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.

Обьем внимания - это способность одновременно воспринимать большее или меньшее количество объектов.

Речь

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык - это средство общения;

- это система словесного выражения мыслей.

Функции речи.

- сообщение

- выражение

- воздействие

- мышление

- общение

- познание

Еще в 18 веке было выяснено, что за фукционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов (центр К.Вернике).

По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональныхсистем.

По степени активности речь бывает активная и пассивная.

По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).

Характеристики речи:

Содержание речи - это её смысловая характеристика.

Форма речи - это ее связность, логичность, последова-тельность.

Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: