Воображение бывает непроизвольным, возникающим ситуативно и произвольным (волевым), направленным на образное представление конструируемой детали.
Можно выделить также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку. Например, по географической карте путешественник может воссоздать характер местности в которой он еще не был.
Творческое воображение - это процесс самостоятельного создания образов таких предметов и явлений, которых еще нет в действительности. Так, например, конструктор рисует в своем воображении образ автомобиля ХХI века.
Представления и воображения бывают также единичными и общими. Единичные - предельно конкретны (учебник физики), а общие - относятся ко многих сходным предметам и явлениям, к целому классу предметов (книга вообще, дерево вообще и т.д.).
Развитое воображение и представление особым образом ха-рактеризуют личность человека. Так, например, для таких лиц характерна повышенная внушаемость. Студентки-медички обычно “переболевают” всеми изучаемыми в институте болезнями. А неосторожное слово врача может спровоцировать воображаемую болезнь или затруднить усвоение учебного материала.
|
|
Внимание
Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности (сознания) на объекте, имеющем важное значение для личности.
Обычно различают три вида внимания: непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно), произвольное (требующее волевого сосредоточения) и послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).
Свойства внимания
- устойчивость - концентрация
- переключаемость - распределение
- обьем
Устойчивость внимания - это способность сохранять концен-трацию внимания длительное время.
Концентрация внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности.
Переключаемость внимания - это способность к поперемен-ному выполнению нескольких видов деятельности.
Распределение внимания - это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.
Обьем внимания - это способность одновременно воспринимать большее или меньшее количество объектов.
Речь
Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.
Язык - это средство общения;
- это система словесного выражения мыслей.
Функции речи.
- сообщение
- выражение
- воздействие
- мышление
- общение
- познание
Еще в 18 веке было выяснено, что за фукционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов (центр К.Вернике).
|
|
По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональныхсистем.
По степени активности речь бывает активная и пассивная.
По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).
Характеристики речи:
Содержание речи - это её смысловая характеристика.
Форма речи - это ее связность, логичность, последова-тельность.
Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.