Эмоции - это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассивность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) человека какорганизма на непосредственное действие раздражителей (например, эмоции боли, испуга, голода).
Чувства - это более сложный, высший вид психического отражения, существующий в форме переживания человеком как личностью своего отношения к тому, что он воспринимает, познает, делает: любовь к Родине, к труду, профессии, к другим людям, к природе, к прекрасному и т.д.
Чувства бывают ложными, но никогда не бывают лживыми!
Чувства (и эмоции) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).
“Никто, нигде и никогда не заставит изучать мир через скуку”. Л.Н.Толстой.
Чувства проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).
Чувства динамичны, т.е. изменяются во времени.
|
|
Чувства полярны (любовь - ненависть).
Чувства бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).
Чувства субьективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.
Функции чувств и эмоций:
Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей и т.д.
Регулятивная. Хорошее настроение улучшает произво-дительность труда, а плохое - ухудшает. Страх может акти-визировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.
Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.
Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необьяснённого запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: “Рвать и есть яблоки строго запрещено” чаще всего способствует возникновению попытки попробовать их на вкус.
Формы проявления чувств:
Чувственная реакция - это эмоциональная оценка кратковре-менно действующего раздражителя (неприятного запаха, скучного анекдота, вкусной пищи).
Настроение - это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.
|
|
Страсть - это сильное, длительное и устойчивое чувство. Например, любовь к профессии летчика.
Аффект - это быстро возникающее переживание очень большой силы с коротким периодом протекания и возможной потерей контроля за собственными действиями и поступками. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма. Например, при виде того, как бандит издевается над стариком, у молодого человека мгновенно возникло чувство ярости, под действием которого он не только сбил мерзавца с ног, но и продолжал его бить после того, как тот потерял сознание.
Стресс - это очень сильное и длительное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной напряженной (опасной) обстановкой и дезорганизующее целенаправленную деятельность. Примером может служить заключительная немая сцена в спектакле Н.Гоголя “Ревизор”.
Для оценки эмоциональных проявлений разработаны специ-альные тесты. Так, например, ниже приведена методика оценки реактивной (т.е. в данный момент) и личностной (т.е. характерной для личности) тревожности Ч.Спилбергера - Ю.Ханина.
Воля
Все, что делает человек, может быть разделено по степени осознанности на непроизвольные и произвольные действия (непроизвольно - т.е. ситуативно, без волевых усилий, импульсивно; произвольно - это значит осознанно, с применением волевых усилий).
Воля - это процесс мобилизации усилий личности для преодоления трудностей, стоящих на пути к сознательно выбранной цели.
Признаки волевого поведения:
- сознательный выбор цели
- наличие трудностей
- мобилизация усилий
- направленность?