КВАЛИФИКАЦИОННой РАБОТы

Выпускная работа носит название квалификационной, т. к. завершает подготовку специалиста и фиксирует уровень его готовности к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования [12].

С позиции учебного заведения – это итоговый контроль выполнения социального заказа на подготовку специалиста на основе государственного образовательного стандарта.

С позиции студента цели выпускной квалификационной работы – систематизация, углубление и закрепление теоретических и прикладных знаний по специальности, максимальное проявление общеучебных и специальных профессиональных умений.

Основные требования к дипломной работе:

· актуальность исследования;

· глубина и полнота анализа исследуемой проблемы;

· выделение элементов новизны и практической значимости работы;

· научный стиль изложения;

· логическая последовательность структуры работы;

· законченность и самостоятельность исследования;

· обоснованность выводов и результатов;

· общий объем работы не менее 50–60 страниц печатного текста.

Тема выпускной квалификационной работы должна отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, соответствовать научным интересам студента и опытно-экспериментальной базе, которой он располагает. Оптимален вариант ее преемственности с предшествующими курсовыми работами.

В. В. Краевский предлагает следующую схему обоснования актуальности темы [5]:

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педагогического процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

Примерная тематика дипломных работ каждый год уточняется и утверждается кафедрой. Руководитель дипломной работы разрабатывает индивидуальное задание на дипломную работу. Вместе с руководителем составляется план-график написания и оформления работы (прил. 4) с учетом цели и задач преддипломной практики.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяются три источника библиографической информации:

· первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.);

· вторичные (библиографические указатели, реферативные журналы, сигнальная информация и др.);

· третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть журналы по тематике специальности. Например, для специальности «Социальная педагогика» подходят журналы «Мир психологии», «Психологический журнал», «Высшее образование в России», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр» и другие психолого-педагогические, а также методические журналы.

Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. В крупных библиотеках существуют каталоги журнальных статей. Полезно также ознакомиться с тематическими обзорами литературы.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения [3]:

· Кто и где уже работал или работает по теме исследования?

· Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

· В чем конкретно они состоят?

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в следующих источниках:

· энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

· словари: толковые (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

· оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде совокупности следующих записей [3]:

Текст № 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Описываются основные понятия исследования, логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст № 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление.

Текст № 3 (собственно творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст № 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: