Методика выполнения КУРСОВой РАБОТы

Курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью [11]:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

– углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

– формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

– формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

– развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– подготовки к итоговой государственной аттестации.

Курсовая работа является самостоятельным научным исследованием по проблеме, которая может использоваться при написании выпускной квалификационной работы. Такая преемственность и устойчивость интересов студента положительно оценивается выпускающей кафедрой. Часто курсовая работа, являющаяся теоретическим исследованием, становится основой первой главы дипломной работы, а исследование практического опыта, итоги педагогической практики – содержанием параграфа второй главы, в котором описывается констатирующий эксперимент.

Цель курсовой работы с позиции преподавателей – оценка уровня владения студентами знаниями, полученными при изучении дисциплины или специальности и умения излагать концептуальное видение проблемы.

С позиции студента – это обучение аналитической деятельности, изложение собственной научной точки зрения, осуществление вариативных действий на основе сформировавшихся организационных, информационных и интеллектуальных умений.

Задачи, которые ставятся перед студентами при выполнении курсовой работы [2]:

· изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по проблеме исследования;

· самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами;

· определение актуальности проблемы, объекта и предмета исследования, анализ и уточнение основных понятий работы;

· краткое изложение (резюме) предварительно полученных выводов в целях их дальнейшей разработки в дипломной работе.

Сроки выполнения курсовых работ соответствуют учебному плану.

Научный руководитель контролирует основные этапы работы в форме консультаций. Совместно с руководителем уточняется проблемное поле теоретического и опытно-экспериментального исследования, план и структура работы, форма прикладного исследования, сроки выполнения по этапам, определяется список первоисточников и др.

Текст курсовой работы обычно иллюстрируется схемами, таблицами, диаграммами, рисунками. Поскольку курсовая работа является научно-исследовательской, отметим основные черты научного текста:

· по возможности более точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности;

· показать причинно-следственные связи между явлениями;

· выявить закономерности исторического развития каких-либо явлений или процессов;

· сообщить научную информацию и т. д.

Научное изложение – это главным образом рассуждения, целью которых является доказательство истин, которые выявлены в результате исследования фактов действительности.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него.

Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т. е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем».

Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (автора курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме:

– изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...,

– на основе выполненного анализа можно утверждать...,

– проведенные исследования подтвердили... и т. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Еще раз напомним о необходимости однозначной трактовки ключевых для данной работы понятий [3].

Содержание. В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый структурный элемент работы. Например:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................  
1. Одаренность как психолого-педагогическая категория...  
2. Основные виды одаренности специфика их диагностики  
3. Условия и факторы развития одаренности в системе дополнительного образования................................  
4. Эффективность программ развития одаренности школьников средствами системы дополнительного образования  
Заключение................................................  
Список использованной литературы.......................  
Приложения...............................................  

Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект предмет, цель, задачи исследования и др.).

Основная часть. В ней раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

· Зачем предпринято данное исследование?

· Что сделано автором?

· К каким выводам пришел автор?

Когда основные задачи выполнены, студент переходит к оформлению работы согласно вышеприведенным требованиям. Объем не должен превышать 15–20 страниц печатного текста. Курсовая работа должна иметь титульный лист (прил. 3), простой или сложный план. Нумерация страниц сквозная арабскими цифрами вверху посередине, титульный лист включается в общую нумерацию, но не нумеруется, второй страницей является содержание – план работы.

Введение, каждая глава, заключение, а также список использованной литературы и приложения начинаются с новой страницы.

По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления [10].

Письменный отзыв должен включать:

– заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;

– оценку качества выполнения курсовой работы;

– оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;

– оценку курсовой работы.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.

При оценке работы [2] учитывается ее актуальность, содержание, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество использованных источников, а также уровень общей и профессиональной грамотности. Руководитель отмечает положительные стороны и недостатки, а в случае необходимости указывает, что необходимо доработать. Могут быть высказаны предложения и рекомендации о возможностях ее практического использования студенту и направлениях дальнейших исследований в преемственности курсовой и дипломной работы.

Руководитель курсовой работы по дисциплине может предусмотреть, при необходимости, защиту курсовой работы.

При защите курсовой работы комиссия, утвержденная соответствующей кафедрой, определяет уровень теоретических знаний студента, уровень владения общеучебными умениями и навыками, соответствие работы установленным требованиям.

На защите студент кратко излагает методологические основы исследования, основные этапы исследования и их результаты, оценивает степень выполнения каждой задачи и достижения цели, отвечает на замечания руководителя и вопросы членов комиссии.


 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: