Понятие психического развития. Основные категории психического развития. Понятие психической нормы

Психическое развитие рассматривается как изменение в психике человека в процессе онтогенеза (от рождения до зрелости). Метафизический подход к проблеме психическою развития предполагает его рассмотрение как количественные изменения психики (внимание, память, опыт, качества). Диалектический подход предполагает рассмотрение психического развития не только как количественные измене-ния, но прежде всего как возникновение новых форм и качеств психики, т.е. качественные изменения. По мнению Л.С.Выготского, психическое развитие - это количественные накопления, которые приводят к возникновению новых качественных показателей, к появлению психических новообразований, тех форм и качеств психики, которых не было на предыдущем этапе Период количественных накоплений в качест-венные новообразования может быть как быстрым, так и длительным (учиться говорить, мыслить, появляется привычка).
Источником развития выступает сама жизнь и изменения, которые в ней происходят. Движущей силон психического развития выступают противоре-чия между потребностями ребенка и его реальными возможностями, которые пока не соответствуют потребностям Внешние противоречия - требования взрослых, школа; и внутренние противоречия желания, потребности ребенка при разрешении обеспечивают психическое развитие.
Предпосылками психического развития являются биологические факторы -наследственность, (строе-ние организма, мозг, нервная система, речевой аппарат, рефлексы, задатки) и врожденность (осо-бенности, связанные с периодом внутриутробного развития). Биологический фактор создает основу для психического развития. Условиями психического развития являются социальные факторы - воздейст-вие социального окружения: 1) жизнь в человече-ском обществе; 2) макросреда (общество); 3) микро-среда (семья и д/с): 4) Природное окружение; 5) психическое активность самого ребенка в различных видах деятельность: 6) целенаправленное обучение и воспитание под руководством взрослых. Психиче-ское развитие как целостный процесс включает следующие ведущие линии развития - I) развитие знаний и способов деятельности; 2) развитие меха-низмов применения способов деятельности и знаний через усвоение способов деятельности и знаний через усвоение приемов умственной деятельности; 3) развитие личностных качеств ребенка.
Основными закономерностями психическою разви-тия ребенка являются: 1) психическое развитие осуществляется как переход от внешних практиче-ских действий к внутренним психическим (интерио-ризация); 2) психическое развитие осуществляется в процессе активной деятельности; 3) психическое развитие осуществляется под руководством взросло-го.
Психическое развитие рассматривается исходя из принципа историзма (Л.С.Выготский) - на психиче-ское развитие оказывает влияние исторические условия жизни: и из принципа развития деятельности (А.Н.Леонтьев), - ведущий вид деятельности, кото-рый ведет за собой психическое развитие ребенка на данном возрастном этапе. В будущем виде деятель-ности закладываются предпосылки для возникнове-ния других видов.

Области психич.развития:

1. психофизическое развитие – моторика, органы чувств, психодинамические свойства.

2. психосоц.развитие – изм.в переживаниях, эмоциях в личностной сфере.

3. когнитивное развитие – познават.развитие – внимание, память, мышление, воображение.

Тенденции псих.развития:

1. развитие непрерывно – развитие никогда не зак-ся, процесс пост.взросления.

2. развитие прерывно – каждый возраст явл.уникальным и неповторимым.

Периоды псих.развития: 1. литический – изм.в психике медленны и не очень заметны. 2. критический – изменения заметны сразу и резко.

Новообразование – псих.структура либо впервые появившаяся в онтогенезе, либо достиг.в данном возрасте оптим.уровня развития.

Факторы развития:

1. наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развития в целом – типизирует процесс развития. Черты видовой специфики чел-ка: универсальность – способность к неогранич.развитию, неспециализированность, выс.степень активности чел-ка.

2. среда – окр.человека общ, духовные и мат.условия сущ-ния. Среда образует фенотип и индивид.псих.развитие. Общ.среда – макросреда (историч, соц-эк, этнические, культ.особ-ти общества, в кот.человек сущ-ет), микросреда (ближайшее к чел-ку окружение – семья, соц.институты), уровень стр-ры отношений.

Психическая норма - относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно, отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически - отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: