Границы применения личностного подхода к трудным

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

Для большого диапазона личностных качеств между Яположит. и Яотрицат. эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.

При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Яагр и Яэго), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.

Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

Планирование работы классного руководителя

Рекомендации к плану воспитательной работы в начальных классах

1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.
Дается краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся. Их отношение к учению, труду в коллективе, к творчеству, каково внимание, прилежание, физическая выносливость детей. Как живется педагогически запущенным детям, кто из них замкнут и инертен, трудно контактирует с товарищами, повышенно возбудимы, недисциплинированны.

2. Задачи воспитательной работы.

Воспитание у "трудных" наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.

С "трудными" детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

3. Разделы плана.

а) Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания (по Кочетову); направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.
б) Деятельность детей, направленная на вовлечение "трудных" в КТД, классное самоуправление и т. д.

в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи родителям, их детям - учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса, школы. Темы бесед и консультаций: "Помощь детям в учении", "Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье", "Дети и деньги", "Детская ложь" и др.

Рекомендации к плану воспитательной работы в средней ступени.

1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.
Краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся по следующим критериям: умение учиться, объективная самооценка, физическая развитость, ответственность, уверенность в себе, выносливость, принципиальность, дисциплинированность. Необходимо оценить изменения в уровне воспитанности "трудных" учащихся, степень коллектива. Анализ результатов индивидуальной воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Состоят ли на внутришкольном учете, на учете в ИДН, верны ли были выбранные педагогические приемы, способствовавшие перевоспитанию подростка.

2. Диагностика. Определение уровня воспитанности учащихся; диагностика трудновоспитуемости; обследования-консультации "трудных" детей.

3. Задачи воспитательной работы.

Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных". Обучение их культуре поведения на основе управления собой.
Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками.

4. Разделы плана.

а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
б) Организация самопознания и самовоспитания "трудных" подростков.
в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации, поднятие престижа и уважения к "трудным" через систему посильных поручений. Организация медицинской помощи, включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия.
Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок", "Семейные проблемы", круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.
г) Совместная работа классного руководителя с семьей, общественностью и правоохранительными органами.

Рекомендации к плану воспитательной работы в старших классах

1.Краткий анализ и характеристика учащихся класса.

Указываются общие сведения о классе, уровне сплоченности коллектива, сформированности общественного мнения, наличие традиций, уровень развитого самоуправления, взаимоотношения в классе (группировки, мотивы их образования, их отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в классных делах, проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения в коллективе, критика и самокритика, особенности взаимоотношений между юношами и девушками. Наличие неофициальных лидеров, их влияние в классе, причины их влияния, отношение к лидерам актива; наличие "отверженных" с напряженными взаимоотношениями со взрослыми, с конфликтными взаимоотношениями со сверстниками, отрицательными отношениями к разным видам деятельности и неадекватной самооценкой своих личных качеств)

2.Общие задачи воспитательной работы.

Важнейшими являются: перестройка отношений "трудного" подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, к себе), перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение "трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношении, в коллективно организуемые виды деятельности).

3. Разделы плана.

а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение", направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.

б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, КТД "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного"

в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости - главных психологических предпосылок трудновоспитуемости в этом возрасте. Стремление вывести школьника на осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка, формирование социально значимых качеств, формирование ответственности за свое будущее, воспитание требовательности к себе.

3. Организация помощи "трудным" детям

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: