Вопрос 1. 1.Онтология как учение о бытие

1.Онтология как учение о бытие

Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что мы называем окружающим миром". При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е бытия.

Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что существует, т. е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова "есть".

Таким образом, понятие бытия предполагает, во-первых, широкий спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существование самого мира; во-вторых, бытие, его установление есть начало всякого действия (без установления факта существования вещи никакая деятельность, связанная с изменением вещи, немыслима).

Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармениду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С другой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность окружающего нас мира.

Бытие есть реальность, противостоящая человеку. Здесь будет уместна трактовка Гегеля: "Бытие есть восхождение духа к самому себе. Познание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к христианском богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и вечного духа со всем и самим собой".

И наконец, бытие есть существование реальности вне сознания человека и независимо от него.

Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм - бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.

Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени. Эта обусловленность присуща и отдельным вещам, состояниям и процессам. следовательно, бытие природы имеет в своей основе диалектику преходящего бытия отдельных вещей в непреходящем бытии природного мира как целого. Парадокс заключается в том, что инвариантность бытия природы обусловливается дискретностью существования ее элементов, их постоянным переходом из бытия в небытие, т. е. возникновением и исчезновением. Но, следуя уже известной логике, "ничего не возникает из ничего" и исчезновение какой-либо вещи или процесса следует понимать как переход ее в новое качественное состояние, не соотносимое с первым и противоположное ему, означает переход ее из бытия в небытие.

Бытие человека-главной особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм). В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и к его идеальной, духовной основе.

Итак, бытие человека выражается через реальный процесс развития сложного диалектического единства тела и духа. Причем бытие тела с необходимостью доминирует над бытием духа, т.к., чтобы мыслить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение (самосохранение), и, наконец, преемственность (продолжение рода) хотя бы для того, чтобы возродить второе "Я" в своем потомстве, передав ему накопленное духовное богатство.

Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей. Общественное бытие есть состояние постоянного взаимодействия человека и различных элементов социальной системы в процессе производства материальных и духовных благ. Степень эффективности этих взаимодействий отражает уровень цивилизованности общества.

Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова - приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

В заключение необходимо подчеркнуть, что все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга. Бытие же мира в целом есть не что иное как материя, взятая в динамике сложных взаимодействий, взаимополаганий и взаимоотрицаний, т. е. в развитии.

Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, по чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. с. как метафизика бытия. Термин «Онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р.Гокленнуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.

Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объектов как учение о самом бытии ещё в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только знание об истинно существующем, каковым они мыслили лишь само бытие - вечное и неизменное единство; подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтология, теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определённые начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувств, восприятием.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировоззрение человека. Бытие (сущее) противостоит категория «ничто». У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и так далее. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми, вещами, между обществом и природой, и так далее. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

1.2. Основные парадигмы развития философской онтологии

Проблема бытия является самой фундаментальной в философии в течение более чем 2-х тысячелетий. Суть ее состоит в стремлении получить ответ на вопрос: «что есть та или иная вещь в отличие от того, чем она может казаться нам?» Когда мы задаем вопрос не о том, чем представляется нам та или иная вещь, а о том, что все вещи вместе взятые есть сами по себе, то мы пытаемся сформулировать проблему бытия.

1) Бытие как субстанция

Первые философы Древней Греции (милетская школа) признавали в качестве истинного бытия некое исходное начало, фундаментальную первооснову всех вещей, которые они называли архэ. Эта первооснова является тем, что не возникает и не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира. Все вещи возникают из этой первоосновы и, разрушаясь, вновь возвращаются в нее. Сама же первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат (носитель свойств) или материя, из которой построен весь видимый или осязаемый мир преходящих вещей.

2) Бытие как логос

Философы элейской школы отказываются от идеи архэ. Парменид вводит понятие «бытие» и определяет бытие не по условиям существования в пространстве и времени, а по чисто мысленным характеристикам: бытие и мышление – тождественные понятия. Бытие по Пармениду вечно, неизменно и однородно. Бытие, поскольку оно едино, не имеет ни прошлого, ни будущего, а пребывает всегда в настоящем. «Бытие есть и небытия нет» (Парменид). Т.о., философы элейской школы понимают бытие не как материальную основу вещей, а как полностью очищенный от случайностей и непостоянства порядок (логос).

Философские учения античности рассматривали бытие с 2-х противоположных позиций. Философы милетской школы концентрируют свое внимание на многообразии и изменчивости чувственно воспринимаемых предметов. Элеаты наоборот обращаются к универсально-всеобщим характеристикам мысленных объектов, бытие представляется им нерасчлененной целостностью.

3) Бытие как эйдос (идея)

Бытие Платон разделяет на 2 части: истинное и неистинное бытие. Он считает, что помимо единичных чувственно воспринимаемых вещей существуют еще их проекты (эйдосы, идеи). Истинное бытие – это и есть идея, а неистинное – вещественный, чувственно воспринимаемый мир.

4) Категорианальная структура бытия

Аристотель стремится найти решение, которое позволило бы рассматривать единство и многообразие, цельность и расчлененность, изменчивость и вечность, как характеристики, пусть противоположные, но принадлежащие одному и тому же бытию. Аристотель считал, что всё изменчивое находится посередине между бытием и небытием. Он считал, что то, что возникает в материальном мире не может появиться само по себе. Существует понятие возможного. Это понятие может перейти как к бытию, так и к небытию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: