Гносеология – философское учение о познании. Предметом изучения гносеологии выступают все стороны субъектно-объектных отношений, специфика научного, обыденного, повседневного знания и всех видов познавательной деятельности человека.
Гносеология изучает специфику того или иного вида познания лишь с мировоззренческой стороны. Целью изучения познавательных процессов выступает возможность достижения истины и формы существования истины.
Часто происходит отождествление процесса познания с научным познанием. Подобное неверно. Научное познание характеризуется рядом специфических черт, которые не характерны для других форм познания, таких как обыденное, художественное, религиозное и т.д.
Гносеология исследует явления познавательной деятельности, но в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. «Истина» – одно из центральных понятий гносеологии. Гносеология опирается на социокультурный аспект деятельности человека, который является ведущим.
|
|
Философская теория познания опирается на данные, полученные в рамках специальных дисциплин, будь то эмпирические данные или теоретические обобщения.
Однако гносеология, самостоятельная область знания и не может быть сведена к какой-либо специально-научной дисциплине. Философская теория познания опирается на результаты исследования, которые выступают как эмпирический материал, которые изменяются в рамках задач, по выявлению норм получения истинного знания, в контексте разработки проблематики, связанной с взаимоотношением знания и реальности.
Один из центральных вопросов гносеологии: «Познаваем ли мир?» В рамках гносеологии этот вопрос приобретает следующую формулировку: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности.
Отвечая на этот вопрос в философии сложилось 2 направления: познавательно-реалистическое и агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И.Канта. В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Конвенционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие.
Современная философская теория познания и агностицизм не расходятся в вопросе о познаваемости явлений. Принципиальное расхождение по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
|
|
2. Ведущей (центральной) проблемой философии познания является проблема истины. Все проблемы гносеологии характеризуются интересом либо к средствам и путям достижения истины, либо к формам существования истины, формам ее реализации, структуры познавательных отношений.
Существует множество определений истины: 1) соответствие знаний действительности; 2) опытная подтверждаемость; 3) полезность знания, его эффективность; 4) соглашение.
Определение истина как соответствие знаний действительности является главным в классической концепции понимания истины.
Познание - как духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Элементы познания: объект и субъект познания, средства и методы познания, границы, результат, т.е. знания и его оценка. Проблема объекта познания в философии. Основные области познания: природа, социальная действительность, внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия.
Проблема субъекта познания в истории философии. Сущностные различия веры, убеждения, установки. Понятие познавательных традиций. Проблемы чувственного познания. Гносеологическая система «ощущение–восприятие–представление». Сущность рационального познания (мышление, понятие, суждение, умозаключение).
Обыденное и научное познание. Специфика познавательных процессов в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия).
◘ История и теория проблемы истины в философии.
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины.
Уже в период Античности древнегреческие философы любили использовать антитезу: по истине и по мнению. Первое – это то, что дает философия, а второе – это мнение толпы. Так, по Демокриту, по мнению людей, существуют вещи, а по истине – атомы и пустота, как содержание внутренней основы бытия вещей.
Платон полагал, что истинным может быть знание о вечных и неизменных идеях
Однако понимание истинного знания в разные эпохи было различным. Истина менялась объективно с процессом ползнания действительности. Ф.Бэкон – «истина - дочь времени».
Изменчивость истинного знания может быть объяснена с трех позиций:
· Объективный мир, отражаемый в постоянно изменяется и развивается;
· Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней средства изменяются и развиваются;
· Знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно развиваются, следовательно, в процессе постоянного развития находится и истина.
◘ Истина представляет собой процесс.(НПР - Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели вселенной). Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующих степень ее точности, которая достигнута на данном уровне познания называют ОТНОСИТЕЛЬНОЙ истиной. Совершенно иное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком либо явлении называют АБСОЛЮТНОЙ истиной.
◘ Истина и заблуждение. Заблуждение – это представление, мысль или ход мыслей, относительно которых хоть и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам. Источниками заблуждений могут быть: Предубеждение; Несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления, недостаточный познавательный материал, субъективные настроения, предрасположения, пристрастия, беспорядочная обработка источников, опрометчивые обобщения и т.д. Заблуждения есть непреднамеренно искаженное мнение об истинном положении вещей, которое носит зачастую субъективный характер постижения явления.
|
|
◘ Заблуждение и ложь. Ложь является преднамеренным искажение истинного положения вещей ради какой либо цели.