Проблемы техники далеко не сразу стали предметом внимания философов. Словосочетание «философия техники» впервые появилось в работе Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», кт. вышла в свет в 1877 г.
Длительное время в Европе господствовала старинная аристократическая традиция, согласно которой техника и ремесленная практика обращены к низменной стороне реальности, с которой наука и философия принципиально не должны иметь точки соприкосновения.
Ко времени выхода работы Каппа бытовой уклад Европейских стран стал стремительно меняться под натиском цивилизации. Стала очевидным связь между уровнем развития техники и военно-политическим положением страны. А колониальные войны заострили проблему принципиального различия техногенной цивилизации от традиционных.
В наши дни никто не отрицает благотворных черт НТП. Очевидно, что техника становится фактором, от которого зависит будущее человечества. Для характеристики современного положения человечества на оси истории нередко употребляют термингиперцивилизация.
|
|
Предчувствие возможной технокатастрофы заставляет человечество балансировать между обоснованным отчаянием и смутной надеждой. Но существует и опасность другого рода. Измененная реальность может в свою очередь так изменить человека, что он потеряет свои сущностные характеристики («эффект расчеловечивания человека») – за него думает машина, начинается деградация.
Философы отмечают, что для современного европейца техника стала не только физической, но и ментальной (духовной) основой.
Х. Сколимовский утверждает, что техника стала состоянием западного сознания, а философия техники призвана помочь человеку осознать опасность цивилизационного тупика, возникшего в силу того, что человек изобрел ложный язык для разговора с природой (язык силы).
ФТ отличается от техниковедения тем, что она использует феномен техники в ее целостности и ее предметом выступает отношение человека к технизированному миру. Согласно Карлу Ясперсу, в наши дни проблематика философии техники становится наиболее важной в силу того, что она связана с вопросом: «Что может стать с людьми?».
ФТ предполагает глубокий онтологический анализ феномена техники с помощью таких категорий: природа, культура, человек, мир.
В связи с этим принято рассматривать четыре сферы развертывания проблематики этой дисциплины:
1) методология технических наук, технические науки и естествознание;
2) проблема соотношения техники и культуры;
3) техника и общество: истоки прогресса и его последствия;
|
|
4) этические аспекты инженерной деятельности.
ФТ не является вариацией философии науки. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Действительно, мир техники обладает рациональной структурой: любая техническая система должна быть максимально эффектна, максимально контролируема, нести минимальные черты неопределенности. Этот подход подчеркивает возможность воплощения мысли в природном материале.
ФТ исследует феномен техники в целом, ее имманентное (базовое) развитие и место в общ. развитии в целом, а также принимает во внимание историческую перспективу.
Два направления ФТ: 1) инженерная ФТ, 2) гуманитарная ФТ. 1 - анализирует природу тех. творчества, сущность техники, тенденции развития, 2 – анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние её на состояние общества, чел-ка, культуры. Современная ФТ рассматривает развитие тех. познания как социокультурный феномен, исследует исторически меняющиеся способы формирования нового тех. познания и механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.