Предмет философии техники. Проблемы техники далеко не сразу стали предметом внимания философов

Проблемы техники далеко не сразу стали предметом внимания философов. Словосочетание «философия техники» впервые появилось в работе Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», кт. вышла в свет в 1877 г.

Длительное время в Европе господствовала старинная аристократическая традиция, согласно которой техника и ремесленная практика обращены к низменной стороне реальности, с которой наука и философия принципиально не должны иметь точки соприкосновения.

Ко времени выхода работы Каппа бытовой уклад Европейских стран стал стремительно меняться под натиском цивилизации. Стала очевидным связь между уровнем развития техники и военно-политическим положением страны. А колониальные войны заострили проблему принципиального различия техногенной цивилизации от традиционных.

В наши дни никто не отрицает благотворных черт НТП. Очевидно, что техника становится фактором, от которого зависит будущее человечества. Для характеристики современного положения человечества на оси истории нередко употребляют термингиперцивилизация.

Предчувствие возможной технокатастрофы заставляет человечество балансировать между обоснованным отчаянием и смутной надеждой. Но существует и опасность другого рода. Измененная реальность может в свою очередь так изменить человека, что он потеряет свои сущностные характеристики («эффект расчеловечивания человека») – за него думает машина, начинается деградация.

Философы отмечают, что для современного европейца техника стала не только физической, но и ментальной (духовной) основой.

Х. Сколимовский утверждает, что техника стала состоянием западного сознания, а философия техники призвана помочь человеку осознать опасность цивилизационного тупика, возникшего в силу того, что человек изобрел ложный язык для разговора с природой (язык силы).

ФТ отличается от техниковедения тем, что она использует феномен техники в ее целостности и ее предметом выступает отношение человека к технизированному миру. Согласно Карлу Ясперсу, в наши дни проблематика философии техники становится наиболее важной в силу того, что она связана с вопросом: «Что может стать с людьми?».

ФТ предполагает глубокий онтологический анализ феномена техники с помощью таких категорий: природа, культура, человек, мир.

В связи с этим принято рассматривать четыре сферы развертывания проблематики этой дисциплины:

1) методология технических наук, технические науки и естествознание;

2) проблема соотношения техники и культуры;

3) техника и общество: истоки прогресса и его последствия;

4) этические аспекты инженерной деятельности.

ФТ не является вариацией философии науки. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Действительно, мир техники обладает рациональной структурой: любая техническая система должна быть максимально эффектна, максимально контролируема, нести минимальные черты неопределенности. Этот подход подчеркивает возможность воплощения мысли в природном материале.

ФТ исследует феномен техники в целом, ее имманентное (базовое) развитие и место в общ. развитии в целом, а также принимает во внимание историческую перспективу.

Два направления ФТ: 1) инженерная ФТ, 2) гуманитарная ФТ. 1 - анализирует природу тех. творчества, сущность техники, тенденции развития, 2 – анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние её на состояние общества, чел-ка, культуры. Современная ФТ рассматривает развитие тех. познания как социокультурный феномен, исследует исторически меняющиеся способы формирования нового тех. познания и механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: