Ассоциирование, то есть соотнесение объекта стимула с первым пришедшим в голову смыслом реакцией, – это двойственный процесс. С одной стороны, воспроизводится личностный опыт испытуемого, с другой, – типичный социальный опыт. Эта исследовательская процедура позволяет, во-первых, получить информацию о повторяющихся смыслах, то есть выявить социальный компонент знания. Во-вторых, она дает возможность изучить качественное разнообразие социальных смыслов.
Ассоциативные – индикаторы с непрямой, ассоциативной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Они используются в рамках метода семантического дифференциала. Для измерения показателя при использовании метода требуется много ассоциативных индикаторов.
Ассоциативные индикаторы используются для оценки состояния СКРЫТЫХ (латентных) переменных и их показателей с множеством наблюдаемых проявлений, оценка которых (переменных) затруднена в силу личностных свойств человека.
|
|
Факторные индикаторы. Особенности. Логика построения.
Факторные – индикаторы с НЕОДНОЗНАЧНОЙ или НЕПРЯМОЙсвязью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя, образующие УСТОЙЧИВЫЕ сочетания.
Они используются в рамках факторного анализа и предназначены для эмпирического выявления социальных типов, т.е. для измерения некоторых синдромов – устойчивых групп свойств, взаимосвязь между которыми дает возможность узнать тип явления со своими особенными качествами.
Для измерения показателя требуется много неоднозначных индикаторов.
Факторное пространство обеспечивает более "чистую" классификацию изучаемых объектов.