Шкалы по видам используемых аналитических операций (действий), направленных на выявление социальных показателей и индикаторов зависимой и независимой переменной:
1) Простая номинальная школа (шкала наименований), которая позволяет измерять качественные свойства единиц исследования и их видовое многообразие (например, место учебы в настоящее время).
Она устанавливает отношения равенства между свойствами, включенными В ОДИН КЛАСС, и является неупорядоченной. С её помощью можно измерить изменения в структуре свойств, но нельзя измерить изменения в их интенсивности.
Операции:
-Нахождение частот распределения по градациям шкалы в абсолютном или процентном выражении.
-Поиск средней тенденции по модальной частоте.
-Установление взаимосвязи между рядом свойств посредством перекрестных таблиц.
Правила построения: 1) правило непротиворечивости – объект может быть отнесен к одному и только одному классу явлений; 2) правило единого основания классификации свойств единиц исследования; 3) правило полноты – не должно быть ни одного объекта, не поддающегося в рамках шкалы отождествлению.
|
|
2)Частично упорядоченная шкала, которая измеряет свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении и устанавливает отношения больше - меньше этих свойств между несколькими, но не всеми из класса измеряемого явления. Поэтому такая шкала используется исследователями для измерения определённых установок, оценочных суждений респондентов, их мотиваций, особенностей их предпочтений и др.
3)Порядковая шкала, которая измеряет изменения в интенсивности присутствия значимого для исследования свойства у отдельных единиц социологического исследования в качественном выражении.
Порядковая шкала в обязательном порядке обладает своей внутренней структурой:
-ранги, которые характеризуются приписыванием измеримому социальному явлению определённого места в ряду других состояний этого явления (например, ранг предпочтения студентами при выборе ими определённой кафедры)
-баллы, которые отражают приписывание измеряемому состоянию явления оценочного значения в соответствии со шкалой оценки. Например, в настоящее время порядковая балльная шкала используется в структуре среднего образования – ЕГЭ.
Порядковая шкала устанавливает отношения последовательности «больше-меньше» между ВСЕМИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ КЛАССАМИ.
4)Метрическая шкала, посредством которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении, при этом устанавливаются не только отношения «больше – меньше» между ними, но и фиксируется величина интервала между изменением свойства при переходе от одной градации к другой. Например: «Сколько лет вы работаете в данной организации?», варианты: от 1 до 2, от 2 до 3, и т.д.
|
|
Особенность: полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами и отсчет начинается с произвольно выбранной величины (нет 0).
Операции с числами:
- все операции, разрешаемые для предыдущих шкал.
- коэффициенты парной и множественной корреляции, позволяющие количественно определить влияние изменения в значениях одной переменной на изменения в значениях другой переменной
5)Шкала пропорциональных оценок, с помощью которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в количественном выражении, устанавливает отношения «больше – меньше», фиксируется величина интервала с экспериментально установленной точкой отсчёта (нулевым значением).В социологии нет возможности интерпретации этого вида шкал.
Операции с числами: все доступные математические операции с натуральными числами.