Маргарет Мид: дети – капиталисты, материалисты, циники

М. Мид занималась полевыми этнографическими исследованиями в Новой Гвинее и на о.Бали.

Маргарет Мид в своих трудах показала относительность укоренившихся в совр. обществе представлений о статусе ребенка, пола, процессах социализации и т.д., которые считались универсальными. Во многих архаических обществах мифы, легенды и сказки являются прерогативой взрослых социально ответственных мужчин, для которых вера в сверхъестественное является неотъемлемой частью их социального статуса. Если взрослый социально ответственный мужчина перестает верить в мифы, он утрачивает свой статус, становится изгоем и аутсайдером.

Дети же в архаических обществах, напротив, демонстрируют яркие примеры рационализма, скепсиса, материализма и цинизма. Если взрослые считают обмен предметами символическим актом, необходимым для поддержания баланса мира и означающим, что в ритуале дара/отдаривания надо отдавать столько же (если не больше), сколько получено, то дети архаических племен стараются накопить как можно больше ценных предметов.

Пол Радин: фигура трикстера

Радин досконально изучил мифы, предания и ритуалы индейцев виннибаго и на этом основании реконструировал обобщающий тип, встречающийся в мифологиях самых разных народов, который он описал как фигуру трикстера (дословно, «обманщика», «хитреца», «проказника»)

Трикстер – это культурный герой, чьи действия всегда амбивалентны, не поддаются однозначной классификации по шкале «добро/зло, правда/ложь, польза/вред и т.д. Эта фигура чрезвычайно важна, так как в ней мы видим матрицу социальной культуры общества в изначальном состоянии, еще до того, как она поднимается на уровень четкого осознания и дифференцированного распределения социообразующих пар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: