Критика Модерна

Эта критика исходит из замечания того, что поставленные Модерном задачи по освобождению человека от структур традиционного общества (религии, догм, властных иерархий, предрассудков, мифов, насилия, жестких гендерных стратегий, авторитаризма и т.д.) не были выполнены. Модерн, совр. общ-во мыслило себя как радикальная альтернатива обществу традиционному и на этом основывало свои стратегии, установки, принципы. Постмодернисты показывают, что «освобождение от Премодерна» -- всего лишь иллюзия и самообман. Модерн просто видоизменил традиц. иерархии и формы исключения, доминации, сегрегации и эксплуатации, но суть общ-ва осталась прежней. На место религии пришла столь же догматическая наука. На место сословной иерархии – кап. эксплуатация. На место Бога – человек, субъект. На место циклич. времени, теории грехопадения и эсхатологии – прогресс.

Поэтому постмодернисты требуют сделать решительный шаг вперед и радикально освободиться от всех форм коллективной идентичности и от жестких форм дифференциальности (стратификации, иерархии и т.д.), свойственные, по их мнению, не только традиционному обществу (что очевидно), но и Модерну.

Критика Модерна со стороны Постмодерна состоит не в том, что Модерн плох сам по себе, а в том, что Модерн не совершил того, что провозгласил, и позволил тому, против чего он боролся, проникнуть внутрь него и предопределить его структуру.

Постмодерн берет на себя задачу совершить то, что Модерн запланировал, но осуществить не смог. В этом программа Постмодерна – сделать за Модерн его работу, которую тот провалил. Но ни о каком возврате к традиц. общ-ву в Постмодерне и речи идти не может. Постмодерн хочет сделать шаг в том же самом направл., что и общ-во Модерна, но только дальше, глубже, радикальнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: