Вопрос 2. Культурологическая, цивилизационная типология государства и права

Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравст­венных и культурных факторов. Цивилизационный подход к типологии государства и права развивал основной его представитель - А.Дж. Тойнби (1889-1975), который отрицал единую общечеловеческую куль­туру и говорил о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций с отрицанием цивилизационного единства в человеческой истории. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохрани­лись лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирий­ская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах челове­ческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общ­ность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества. Недостатком является то, что на основе подобного учения о различных автономных цивилизациях можно, в лучшем случае, говорить о разновидностях организации власти и нормативной ре­гуляции в соответствующих локальных цивилизациях, но не­возможнообосновать некую целостную типологию государства и права. Кроме того, в данной типологии и идеологическом учении Тойнби нет како­го-то специального исследования проблем государства и пра­ва, на основе которого в юриспруденции можно наращивать теоретические знания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: