Взаимосвязь конкуренции и монополизации

Конкуренция не сводится к простому выяснению соотношения сил противостоящих сторон. Борется не сильный против слабого – иначе немногочисленные сверхмощные монополии действительно бы вытеснили всех прочих соперников. У каждого типа фирм свои «козыри»: у виолентов – сила, у коммутантов – гибкость, у патиентов – приспособленность к особым сегментам рынка, у эксплерентов – преимущества первооткрывателей. В какой-то ситуации решающее превосходство дает одно из этих качеств, в других условиях – другое. Поэтому полное вытеснение ни одного из основных типов фирм невозможно, поскольку невозможна унификация человеческих потребностей. Разнотипные компании постоянно существуют рядом друг с другом и создают угрозу друг для друга. Благодаря этому рынок оказывается застрахованным от засилья какой-либо одной группы компаний и неизбежного в этом случае застоя, завышения цен, снижения качества и прочих издержек монополизма.

4. Виды нововведений и их сравнительное значение в рыночной экономике Самостоятельный подход к характеристике конкуренции предлагает Й. Шумпетер. Он считает, что эффективной конкуренцией является конкуренция, основанная на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности
на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она – порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационное новаторство.

Виды инноваций

Коллектив ученых под руководством С.Д.Ильенковой предлагает следующую классификацию инноваций:

1) в зависимости от технологических параметров (продуктовые и процессные);

2) по новизне (новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране и новые для предприятия);

3) по месту на предприятии (инновации на «входе», инновации на «выходе» и инновации системной структуры);

4) по глубине вносимых изменений (радикальные (базовые), улучшающие и модификационные);

5) по сфере деятельности (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и в области управления).

П.Н. Завлин предлагает классификацию инноваций по следующим признакам:

1)по области применения (управленческие, организационные, социальные и промышленные);

2) по этапам НТП (научные, технические, технологические, конструкторские, производственные и информационные);

3) по степени интенсивности («бум», равномерные, слабые и массовые);

4) по темпам осуществления (быстрые, замедленные, нарастающие, равномерные и скачкообразные);

5) по масштабу (трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние и мелкие);

6) по результативности (высокие, низкие и стабильные);

7) по эффективности (экономические, социальные, экологические, и интегральные).

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Роль первопроходцев в НТП играют мелкие фирмы-новаторы. Небольшие размеры компании и ее невовлеченность в текущее производство создают организационные предпосылки успеха. Роль больших компаний на первом этапе НТП мала. Эти компании не приспособлены к рискованному производству.

На втором этапе НТП лидерство в осуществлении инноваций переходит к крупным компаниям. На этом этапе происходит массовое тиражирование уже оправдавшего себя новшества. Однако на этом этапе и малые фирмы-новаторы тоже могут начать массовое производство. Но экономика только выигрывает от того, что чаще ей не
приходится ждать, пока фирма-пионер дорастет до нужных размеров, чтобы осуществить массовое производство новинок. Дальнейшее развитие процесса происходит на массовом, контролируемом крупными компаниями рынке, где недавняя новинка уже превращена ими в стандартный товар. Эти условия заставляют все остальные фирмы искать способы избежать смертельно опасной прямой схватки с гигантами. Возникает тенденция к поиску ниш, к адаптивному научно-техническому прогрессу, адаптируя товар к специальным запросам отдельных групп потребителей. При этом на рынок приходит разнообразие. Вместо одного товара появляется широкая палитра изделий на все вкусы и предпочтения.

На третьем этапе НТП ведущая роль принадлежит фирмам-специалистам. Именно они способствуют распространению новой технологии, материалов в другие отрасли.
На четвертом этапе НТП рынок данного продукта достигает зрелости. Несмотря на это, четвертый этап завершающий, но не равносилен техническому застою. На этом этапе крупные корпорации продолжают текущее совершенситвование товара, но лидирующее положение принадлежит малым фирмам-копиистам, которые создают дешевые копии недавнего товара-новинки, тем самым делая этот товар доступным для всех потребителей. Однако это сбивание цены уменьшает прибыль производителей оригинальных товаров
и, следовательно, затрудняет финансирование новых разработок на рынке. Далее появляющаяся новинка опять может определить новый этап развития НТП на рынке, и эта новинка вновь проходит 4 этапа развития научно-технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: