Модели взаимодействия различаются между собой по характеру обучающей и обучающейся деятельности; по характеру взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения; по построению, дидактической обработке содержания обучения; по средствам и методам обучения, свойственным этой, а не другой модели обучения. Остановимся конкретно на описании некоторых типов обучения в начальной школе.
Объяснительно-иллюстративное обучение
Деятельность учителя и учащихся при объяснительно-иллюстративном обучении организуется следующим образом:
Учитель | Ученик |
Информирует школьников о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности. | Воспроизводит учебную информацию. |
Объясняет наиболее важные моменты. | Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала. |
Организует осмысливание учебной информации. | Применяет различные способы осмысливания и углубляет понимание учебного материала. |
Организует обобщение знаний. | Обобщает усвоенный материал. |
Организует закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля. | Закрепляет изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания. |
Организует применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и др. | Применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр. |
|
|