Программированное обучение. Взаимодействие учителя и ученика при программированном обучении протекает следующим образом: Учитель (учебник

Взаимодействие учителя и ученика при программированном обучении протекает следующим образом:

Учитель (учебник, компьютер) Ученик
Сообщает первую дозу материала. Воспринимает первую дозу материала.
Объясняет первую дозу материала. Осмысливает и понимает суть содержания этой дозы.
Ставит контрольный вопрос. Отвечает на вопрос.
Если ответ верный, учитель сообщает новую дозу. Усваивает первую дозу материала.

После того как усвоен весь объем материала по данной теме, процесс обучения стоится так:

Учитель Ученик
Дает задание на закрепление изученного материала. Выполняет задание на закрепление.
Дает задание на применение изученного материала. Выполняет задание на применение изученного материала.

2.25. Семья как среда жизнедеятельности, формирования и развития ребенка.

В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются потребности людей, связанных кровными и родственными связями.

Жизнедеятельность понимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально-значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Семья, устанавливая границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта слияния с другим человеком, позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известной классификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним из основоположенников гуманистической теории личности Абрахамом Маслоу. Согласно А. Маслоу существует пять групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:

- физиологические потребности (потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т. д.);

- потребности в безопасности и защите (потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий, избегании контактов со страхами, болезнями и хаосом). Для удовлетворения этих потребностей ребенку необходимо жить в семье, где существует стабильная жизнь. Ссоры, разводы, разлуки, смерть разрушают удовлетворение потребностей в безопасности;

- потребность в принадлежности и любви. Важнейшим условием формирования чувства принадлежности к семье является создание отношений интимности, существующих внутри семейного пространства;

- потребность в уважении (самоуважении). Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в ней;

- потребность в самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал). Семья может быть именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов.

На формирование и развитие ребенка оказывают влияние два основных фактора – наследственность и среда. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Среда, т. е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяют, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему (Артур Александрович Реан). Ребенок в семье является активной стороной взаимодействия. Формирование ребенка в семье происходит как в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитание), так и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Семейные отношения, стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка с самого начала его жизни. Психоаналитики считают, что благодаря семье уже в первые годы жизни у ребенка появляется «жизненный сценарий», определяющий его успехи и неудачи в будущей взрослой жизни.

А. А. Реан и А. Л. Коломинский выделили следующие факторы, влияющие на формирование личности ребенка в процессе семейной социализации:

1. структура семьи как единство функционирования ее членов;

2. позиция ребенка в семье – включает в себя его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны. Формирование личности в семье оказывается различным объективно. Например, опыт единственного ребенка в семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре;

3. основные (реальные) воспитатели – социализаторы, т. е. те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка;

4. стиль воспитания в семье;

5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.

Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи: нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей; волевых; эмоциональных; интеллектуальных; культурных; познавательных и творческих особенностей.

На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми.

По мнению Игоря Семеновича Кона, по мере взросления ребенка психологическая значимость родителей изменяется. Потребность в эмоциональной привязанности, любви и поддержке проявляется с самого раннего периода жизни ребенка. Невозможность ее удовлетворения приводит к искажениям личностного развития.

Младенец полностью зависит от взрослых в удовлетворении потребностей «нужды» в пище, воде, физическом комфорте и т. д. по мере его взросления родители играют важнейшую роль и в удовлетворении потребностей «роста», таких как принадлежность к социальной группе, самооценки, самоуважении. Взрослые определяют, каким будет окружающий мир ребенка. На протяжении школьного периода значимость родителей как директивной инстанции постепенно уменьшается. Взрослые все больше учитывают мнение ребенка.

В раннем и дошкольном возрасте родители для ребенка образец, пример для подражания. В подростковом и особенно юношеском возрасте родитнли уже не являются для подростка абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично.

Важнейшим фактором, формирующим характер ребенка и особенности его поведения, является тип семейного воспитания. А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу.

Потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль «кумира семьи».

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев, или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.

Повышенная моральная ответственность проявляется в требовании от ребенка высоких моральных качеств. Родители поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Крупнейшим русским педагогом XIX века Петром Франциевичем Лесгафтом была создана типология детских характеров, сопоставляемых с формированием личности ребенка в семье, с предложениями по коррекции личности и с описанием ее дальнейшего развития в период юности и молодости.

П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» выделяет следующие типы:

I. С деятельно-повышенными проявлениями:

1. лицемерный тип – отраженно (рефлекторно)-открытый с повышенной деятельностью, без нравственных проявлений;

2. честолюбивый тип – подражательно-рассудочный с повышающимся чувствованием первенства и с внешне усвоенными нравственными основаниями;

3. добродушный тип – разумно-самостоятельный с преобладанием умственной деятельности и с твердо установленными нравственными основаниями.

II. С инертно-угнетенными проявлениями:

4. мягко-забитый тип – рефлекторно-опытный с инертными действиями, без нравственных оснований;

5. злостно-забитый тип – подражательно-рассудочный, угнетенный преследованиями и несправедливыми мерами, с внешне усвоенными нравственными основаниями;

6. угнетенный тип – разумно-исполнительный с преобладанием физической деятельности и твердо выработанными нравственными основаниями.

Таким образом, семья как социальный институт, как малая группа, как поле жизнедеятельности может создать условия для развития ребенка в процессе его социализации, его становления как субъекта собственной жизни.

3. Методические рекомендации студентам по подготовке и сдаче государственного экзамена

Прежде всего, нужно руководствоваться общими рекомендациями в подготовке и сдаче экзамена, а именно такими:

− заблаговременно готовиться к экзамену, повторяя программный материал и приводя его в систему;

− мотивировать себя на успешную сдачу экзамена, получение лучших баллов;

− четко спланировать подготовку с учетом объема материала, имеющегося времени и наличия учебной литературы и собственных записей (конспектов лекций и т.п.);

− применять рекомендации по культуре умственного труда: работе с книгой, осмыслению материала, заучиванию, повторению и воспроизведению, режиму дня, поддержанию работоспособности и бодрого эмоционального тонуса;

− на экзамене сохранять самообладание и уверенность в себе;

− не отвлекаться; сосредоточиваться на конкретных вопросах; делать запись ответов, запоминая их, чтобы потом говорить свободно;

− не спешить, говорить в обычном ровном темпе; не теряться из-за ошибок, спокойно исправлять их;

− перед экзаменом провести самопроверку или взаимопроверку, объединившись с другими студентами;

− приходить на консультации и обзорные лекции.

Рекомендации по подготовке и сдаче психолого-педагогического материала:

− относиться к психологии и педагогике как базовым учебным дисциплинам, знание которых позволяет давать осознанные ответы по конкретным специальным предметам;

− целесообразнее сначала повторить психологию, а затем педагогику, поскольку педагогика опирается на психологические механизмы и закономерности;

− учитывать, что в новом варианте билетов вопросы по психологии и педагогике даются в связи с вопросами по русскому языку, литературе и математике; требуется реально установить межпредметные связи;

− готовить ответы по психологии и педагогике нужно с опорой на весь объем знаний и умений, приобретенных за предшествующий период;

− материал настоящего пособия нужно использовать так, чтобы четче выделить то, что необходимо рассказывать, не выходя за рамки вопроса;

− на ответ по психологии или педагогике нужно тратить не более 5 – 7 минут: исходя из этого, в одних случаях можно делать дополнения к тексту пособия, в других – сокращать изложение текста;

− в теоретическом аспекте нужно знать, прежде всего, определения понятий, классификации; в практическом – психологические механизмы, методы психологического и педагогического воздействия;

− требуется знание известных ученых, педагогических систем (особенно современных);

− важно владеть психологией и педагогикой начального образования в соответствии со специальностью учителя;

− в ответах рекомендуется использовать личный психолого-педагогический опыт выпускника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: