Полезность и предпочтения потребителей
Потребитель – один из главных действующих субъектов рыночного механизма. Именно решения отдельных потребителей о приобретении того или иного товара формируют в конечном счете рыночный спрос, определяют в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж.
Микроэкономика при анализе поведения потребителя исходит из предположения о рациональности его поведения. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное «удовлетворение», или максимальную полезность.
Полезность какого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.
Под полезностью понимают то удовлетворение или удовольствие, которое люди получают от потребления товаров и пользования услугами.
Полезность товара субъективна и может меняться в зависимости от времени и места. Очевидно, что полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге. Тем не менее, несмотря на относительный характер полезности, она позволяет экономистам сравнивать количества удовлетворения от потребления различных товаров и услуг.
|
|
Существует два основных направления экономического анализа полезности:
- количественный подход и кардиналистская теория полезности;
- порядковый подход и ординалистская теория полезности.
Современный подход предполагает неоклассический синтез положений количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.