Основы теории потребительского поведения

Полезность и предпочтения потребителей

Потребитель – один из главных действующих субъектов рыночного механизма. Именно решения отдельных потребителей о приобретении того или иного товара формируют в конечном счете рыночный спрос, определяют в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж.

Микроэкономика при анализе поведения потребителя исходит из предположения о рациональности его поведения. Рациональный потребитель так управляет своими расхода­ми на приобретение товаров и услуг, чтобы получить макси­мальное «удовлетворение», или максимальную полезность.

Полезность какого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Под полезностью понимают то удовлетворение или удовольствие, которое люди получают от потребления товаров и пользования услугами.

По­лезность товара субъективна и может меняться в зависимости от времени и места. Очевидно, что полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге. Тем не менее, несмотря на относительный характер полезности, она позволяет экономистам сравнивать количества удовлетво­рения от потребления различных товаров и услуг.

Существует два основных направления экономического анализа полезности:

- количественный подход и кардиналистская теория полезно­сти;

- порядковый подход и ординалистская теория полезности.

Современный подход предполагает неоклассический син­тез положений количественного (кардиналистского) и поряд­кового (ординалистского) подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: