Конкуренция: ее виды и сущность

Конкуренция — это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция способствует более эффективному распределению ресурсов, заставляет предпринимателей улуч­шать качество продукции, снижать издержки производства.

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

ценовая конкуренция, когда производитель для подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек;

неценовая конкуренция: повышение технического уровня, ка­чества продукции, выпуск новой продукции, создание това­ров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама.

Все это — методы честной, добросовестной конкуренции.

Конкуренция считается недобросовестной, нечестной, если она может причинить убытки другим хозяйствующим субъек­там — конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации, например:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведе­ний о фирме – конкуренте или производимом ею товаре;

• введение потребителей в заблуждение относительно характе­ра, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом произ­водимых или реализуемых им товаров с товарами других хо­зяйствующих субъектов;

• продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе ком­мерческой тайны, без согласия ее владельца.

Недобросовестная конкуренция запрещается законодатель­ством большинства стран с рыночной экономикой, граждански­ми и уголовными кодексами.

Выделяют следующие основные функции конкуренции:

- функция регулирования (для того, чтобы в конкурентной борьбе предприниматель предлагал те товары и услуги, которые наиболее востребованы потребителем, поэтому факторы производства направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность);

- функция мотивации внедрения достижений научно-технического прогресса (более конкурентоспособными оказываются предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, и в результате получают вознаграждение в виде прибыли, что стимулирует научно-технический прогресс;

- функция распределения (конкуренция не только стимулирует повышение эффективности производства, но и позволяет распределять доход среди фирм и домашних хозяйств в соответствии с их вкладом);

- функция контроля (конкуренция ограничивает и контролирует способность каждого предприятия влиять на рыночную цену и объем предложения, позволяя потребителям осуществить свой выбор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: