Конкуренция — это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция способствует более эффективному распределению ресурсов, заставляет предпринимателей улучшать качество продукции, снижать издержки производства.
Существуют разные методы конкурентной борьбы:
• ценовая конкуренция, когда производитель для подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек;
• неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама.
Все это — методы честной, добросовестной конкуренции.
Конкуренция считается недобросовестной, нечестной, если она может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации, например:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений о фирме – конкуренте или производимом ею товаре;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами.
Выделяют следующие основные функции конкуренции:
- функция регулирования (для того, чтобы в конкурентной борьбе предприниматель предлагал те товары и услуги, которые наиболее востребованы потребителем, поэтому факторы производства направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность);
- функция мотивации внедрения достижений научно-технического прогресса (более конкурентоспособными оказываются предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, и в результате получают вознаграждение в виде прибыли, что стимулирует научно-технический прогресс;
- функция распределения (конкуренция не только стимулирует повышение эффективности производства, но и позволяет распределять доход среди фирм и домашних хозяйств в соответствии с их вкладом);
- функция контроля (конкуренция ограничивает и контролирует способность каждого предприятия влиять на рыночную цену и объем предложения, позволяя потребителям осуществить свой выбор).