Рыночное предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавца.
Предложение (S) можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Величина предложения (Qs) – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах.
Цена предложения (Рs) показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться в данное время и в данном месте.
Если реальная рыночная цена оказывается выше цены предложения конкретного производителя, то возникает так называемый излишек производителя - разность между минимумом цены, за которую производитель готов продать каждую единицу товара, и ценой, по которой товар был продан. Излишек производителя получают самые эффективные производители в отрасли.
Как и при анализе спроса, различают индивидуальное предложение (предложение отдельных производителей) и рыночное (суммированное предложение всех потенциальных производителей).
|
|
Зависимость величины предложения от цены товара называют функцией предложения.
Графически функция предложения изображается в виде кривой предложения (рис. 2.3).
Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку, чем выше рыночная цена, тем большее количество фирм захотят производить и продавать данный товар, так как более высокая цена может позволить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.
Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения.
|
| |||
Рис. 2.3. Зависимость величины предложения от цены
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменения предложения и изменения величины предложения.
Изменение величины предложения (рис. 2.4а)наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.
Изменение предложения (рис. 2.4б)происходит под воздействием неценовых факторов при неизменной цене на анализируемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).
|
|
Рис. 2.4. Изменение величины предложения и изменение предложения
К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:
1) издержки производства. Величина издержек определяется ценой на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;
2) уровень налогообложения. Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих равных условиях к росту предложения;
3) технология производства. Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение;
4) экономические ожидания производителей. В большинстве случаев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения;
5) количество производителей. Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение;
6) цены на сопряженных рынках. Особенно цены на товары-конкуренты и совместно проводимые товары.