Рыночное предложение

Рыночное предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавца.

Предложение (S) можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и кото­рые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Величина предложения (Qs) – это количе­ство товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в дан­ное время, в данном месте и при данных ценах.

Цена предложения (Рs) показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться в данное время и в данном месте.

Если реальная рыночная цена оказывается выше цены предложения конкретного производителя, то возникает так называемый излишек производителя - разность между минимумом цены, за которую производитель готов продать каждую единицу товара, и ценой, по которой товар был продан. Излишек производителя получают самые эффективные производители в отрасли.

Как и при анализе спроса, различают индивидуальное предложение (предложение отдельных производителей) и рыночное (суммированное предложение всех потенциальных производителей).

Зависимость величины предложения от цены товара называют функцией предложения.

Графически функция предложения изображается в виде кривой предложения (рис. 2.3).

Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку, чем выше рыночная цена, тем большее количество фирм захотят производить и про­давать данный товар, так как более высокая цена может позво­лить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.

Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения.

Цена (Р)
Закон предложения гласит: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неименными, то величина предложения данного товара увеличивается.

       
   
S
 
 

Рис. 2.3. Зависимость величины предложения от цены

Как и при рассмотрении спроса, следует различать измене­ния предложения и изменения величины предложения.

Изменение величины предложения (рис. 2.4а)наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыноч­ной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.

Изменение предложения (рис. 2.4б)происходит под воздействием неценовых факторов при неизменной цене на анали­зируемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).

Рис. 2.4. Изменение величины предложения и изменение предложения

К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:

1) издержки производства. Величина издержек определяется ценой на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;

2) уровень налогообложения. Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих равных условиях к росту предложения;

3) технология производства. Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и так­же увеличивает предложение;

4) экономические ожидания производителей. В большинстве случаев благоприятные ожидания экономи­ческих субъектов создают дополнительные стимулы для разви­тия производства и, как следствие, ведут к росту предложения;

5) количество производителей. Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложе­ние;

6) цены на сопряженных рынках. Особенно цены на товары-конкуренты и совместно проводимые товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: